Заказать третий номер








Просмотров: 2039
28 мая 2013 года

Газорезчик. Учитель. Менеджер. Актриса. Несколько редакторов. Физик. Кинематографисты. Сотрудник центрального аппарата МВД. Сотрудник МИД. Журналисты…

В книге «В шесть часов вечера каждый вторник» собраны произведения выпускников и студентов литинститутского семинара Михаила Петровича Лобанова. Среди них практически нет литераторов, то есть тех, кто профессионально занимается литературой и живет на доходы от нее. И такая ситуация во многом отражает общее положение в нашей литературе: у большинства писателей и поэтов по две «жены» - одна «для денег», а вторая «для души». Литература, само собой, та жена, которая «для души» - денег не приносит, зато позволяет реализовать себя. А деньги приносит все остальное – кино, служба в МВД, газеты, театр, продажа товаров, то есть вещи, зачастую очень далекие от литературного творчества.

Драматичная ситуация? Во многом да. В конце концов, жизнь на «две семьи» здоровья не прибавляет, а порой и вовсе не позволяет нормально жить ни с одной «женой», ни со второй.

Все это так. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны?

Да, литературой практически невозможно заработать на жизнь. Но в Литинститут все равно каждый год поступают десятки молодых людей. До конца, до получения диплома «литературного работника», доходят не все, только самые стойкие. Получается, что для них литература – нечто большее, чем средство разбогатеть, получить славу (хотя, разумеется, на нее рассчитывают все), заработать имя. Литература для этих людей – жизненная потребность. Такая же, как, скажем, воздух, пища, вода… И она же наваждение, что-то вроде недуга, от которого кто-то и рад бы избавиться, да не получается.

Семинаристы Лобанова, представленные в сборнике, из этой категории людей, для которых литература – потребность и наваждение. И то, что работают они в сферах нелитературных, их только обогащает. Писатели – люди пытливые, наблюдательные, вдумчивые, поэтому любая работа для них – способ расширить кругозор и напитаться впечатлениями. Затем они обязательно будут переработаны, переосмыслены и окажутся на бумаге. И все будет по-настоящему, не из головы.

Установка на «настоящее» - это вообще характерная черта творческого метода Михаила Петровича Лобанова. Говорю это совершенно уверенно, так как сам его ученик. Кстати, чтобы правильно, а не вульгарно понять эту черту, мне потребовалось некоторое время. Понимание метода Лобанова, а шире – и его отношения к жизни, и его самого как человека и литератора – пришло не на первом курсе, и не на втором, и не уверен, что даже во время учебы в Литинституте. Думаю, многие, кто прошел школу Лобанова, со мной согласятся, что влияние мастера часто сказывается не сразу, а по мере продвижения в жизнь. И уроки его, и взгляды, с которыми, конечно, можно не соглашаться (я, к примеру, не всегда соглашался и соглашаюсь), часто очень помогают.

Ценность «настоящего» в литературе как раз один из таких уроков. Причем не стоит трактовать «настоящее» как строгий реализм, прямое, документальное отображение жизни в прозе. Главное – правдивость ситуаций, искренность человеческих переживаний и мыслей, изложенных пусть даже в фантастической или гротескной форме. Тут сложно не вспомнить рассказ Владимира Гугнина «Чай», ставший по-своему хрестоматийным для семинара Лобанова. Фантастическая ситуация – за чашкой чая сходятся дорогие рассказчику люди, которые в действительности, как мы постепенно понимаем, уже умерли – оболочка, наполненная горькими переживаниями рассказчика. Это та самая «реальность условности», о которой говорит ученица Лобанова Ирина Митрофанова в своей рецензии, помещенной в сборнике (правда, о другом рассказе).

Среди авторов сборника люди разного возраста, из разных городов, причем не только городов российских. Это, кстати, тоже симптоматично: Литинститут, как своеобразный культурный магнит, вовлекает людей в свое силовое поле, где нет условных границ – возрастных, географических или политических.

Несмотря на достаточно юный – по писательским меркам, разумеется, - возраст, некоторые авторы выдают произведения, которые, на мой взгляд, по силе и мастерству не уступят и солидным литератором.  Взять, к примеру, рассказ Андрея Тимофеева «Свадьба», один из лучших в сборнике. Написан он уверенной рукой, в том простом и доходчивом стиле, который либо есть сразу, либо приходит спустя значительное время. Крепкая, с надрывом основа (история об изнасилованной деревенской девушке и ее последующем замужестве за насильником), точные и емкие характеристики героев, внимание к деталям, лаконичные, но яркие описания, внутреннее движение текста. Все вместе составляет живую картину, которой невозможно внимать равнодушно. Все так просто и естественно, что язык не повернется назвать рассказ «литературой» - это снизит его оценку.

Дмитрий Щелоков («Перед Рождеством»), Евгения Гюнтер («От мамы»), Светлана Бондарева («Дочь Василисы»), Дмитрий Лукин («История одного литератора»), Светлана Рыбакова («В приходской библиотеке»),  Сергей Кромин («Пень, окна, казание Божие…»), Константин Алексеев («Ренегат»)… Я назвал прозаиков, каждый из которых уже выработал свой стиль, свои творческие подходы и приемы, а если смотреть дальше, то и взгляды на жизнь и искусство. Все они разные, очень непохожие, одного с другим не перепутаешь, каждый говорит «своим голосом». Но объединяет их та самая верность «настоящему», о котором я говорил.

Эта верность, как, я думаю, и ответственность за свой талант, свое слово, свои поступки, как и понимание и следование той традиции, которые закладывают Литинститут вообще и творческий семинар Михаила Петровича Лобанова в частности, как и неравнодушие, - все это объединяет десятки, даже сотни людей самых разных возрастов, профессий, взглядов, разного жизненного опыта и политических позиций. Все эти люди будут спаяны на долгие и долгие годы, и подобная связь дорого стоит в наше время, когда для разрыва отношений достаточно одного неосторожного слова, когда вообще осталось не так много каких-то стабильных, непоколебимых вещей, когда «распад атома» проникает в главное, основное – душу человека. Прошу прощения за пафос.

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Павел Павлов

Комментарий
Дата : Вт мая 28, 2013, 14:05:44

Текст проникнут редким на сегодняшний день чувством долга: перед мастером, институтом, cобратьями по перу. Речь - на первый взгляд - спокойна, размеренна, но тем интереснее, объёмнее и ценнее этот изящный академичный фасад, эта старательная, прилежная 'правильность', отличающие стиль Павла, что находятся в конфликте с бурлящими "подземными водами", c токами эмоций, переживаний тонко чувствующего, ранимого, сложного человека. Мне также дорога здесь попытка осмысления не только своего институтского прошлого, c которым, что важно, Павел не прерывает диалога, но и современного литературного процесса, и такой мистичной вещи, как призвание.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт мая 30, 2013, 12:03:33

Ну, наконец-то, вышла адекватная, достойная статья об этом сборнике. Павел молодец!
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вт июня 04, 2013, 04:01:13

"Затем они обязательно будут переработаны, переосмыслены и окажутся на бумаге. И все будет по-настоящему, не из головы..."
А мне всегда казалось, что творческий человек - это человек с фантазией. с творческой искоркой))) Не так?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт июня 04, 2013, 10:34:39

Марта, да вы правы, конечно. Просто я как человек посвященный ( мы с Пашей у одного мастера учились) сходу поняла о чем он говорит. А ведь, действительно, если рецензию читает человек со стороны, то может понять это напрямую. Еще Ф.М. Достоевский говорил, что в основу романа должны быть положены не меньше трех настоящих переживаний автора. И Павел о том же, нельзя придумывать психологию, чувства, - это уже на Михаил Петрович говорил. Хотя, наверняка, не он первый об этом говорил. А саму ситуацию само собой настоящий художник должен уметь придумать, и пример тому тот же разбираемый Павлом рассказ Владимира Гугнина "Чай". Кстати, помню Володя на каком-то из семинарских обсуждений сказал, что образности, композиции, построению диалога в принципе можно научить при минимальных задатках, а вот фантазии научить нельзя. Тут дело в нахождении баланса между, опять же, реальностью и условностью. В основу настоящего художественного произведения должен быть положен духовный опыт автора, ну поначалу хотя бы опыт каких-то пристальных наблюдений за людьми и событиями, мысли и впечатления, что-то пережитое и хоть в какой-то мере осознанное. А описываемая ситуация, может, хоть на Марсе происходить :). Всё это очень интересно.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте