СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2039
28 мая 2013 года
Газорезчик. Учитель. Менеджер. Актриса. Несколько редакторов. Физик. Кинематографисты. Сотрудник центрального аппарата МВД. Сотрудник МИД. Журналисты… В книге «В шесть часов вечера каждый вторник» собраны произведения выпускников и студентов литинститутского семинара Михаила Петровича Лобанова. Среди них практически нет литераторов, то есть тех, кто профессионально занимается литературой и живет на доходы от нее. И такая ситуация во многом отражает общее положение в нашей литературе: у большинства писателей и поэтов по две «жены» - одна «для денег», а вторая «для души». Литература, само собой, та жена, которая «для души» - денег не приносит, зато позволяет реализовать себя. А деньги приносит все остальное – кино, служба в МВД, газеты, театр, продажа товаров, то есть вещи, зачастую очень далекие от литературного творчества. Драматичная ситуация? Во многом да. В конце концов, жизнь на «две семьи» здоровья не прибавляет, а порой и вовсе не позволяет нормально жить ни с одной «женой», ни со второй. Все это так. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны? Да, литературой практически невозможно заработать на жизнь. Но в Литинститут все равно каждый год поступают десятки молодых людей. До конца, до получения диплома «литературного работника», доходят не все, только самые стойкие. Получается, что для них литература – нечто большее, чем средство разбогатеть, получить славу (хотя, разумеется, на нее рассчитывают все), заработать имя. Литература для этих людей – жизненная потребность. Такая же, как, скажем, воздух, пища, вода… И она же наваждение, что-то вроде недуга, от которого кто-то и рад бы избавиться, да не получается. Семинаристы Лобанова, представленные в сборнике, из этой категории людей, для которых литература – потребность и наваждение. И то, что работают они в сферах нелитературных, их только обогащает. Писатели – люди пытливые, наблюдательные, вдумчивые, поэтому любая работа для них – способ расширить кругозор и напитаться впечатлениями. Затем они обязательно будут переработаны, переосмыслены и окажутся на бумаге. И все будет по-настоящему, не из головы. Установка на «настоящее» - это вообще характерная черта творческого метода Михаила Петровича Лобанова. Говорю это совершенно уверенно, так как сам его ученик. Кстати, чтобы правильно, а не вульгарно понять эту черту, мне потребовалось некоторое время. Понимание метода Лобанова, а шире – и его отношения к жизни, и его самого как человека и литератора – пришло не на первом курсе, и не на втором, и не уверен, что даже во время учебы в Литинституте. Думаю, многие, кто прошел школу Лобанова, со мной согласятся, что влияние мастера часто сказывается не сразу, а по мере продвижения в жизнь. И уроки его, и взгляды, с которыми, конечно, можно не соглашаться (я, к примеру, не всегда соглашался и соглашаюсь), часто очень помогают. Ценность «настоящего» в литературе как раз один из таких уроков. Причем не стоит трактовать «настоящее» как строгий реализм, прямое, документальное отображение жизни в прозе. Главное – правдивость ситуаций, искренность человеческих переживаний и мыслей, изложенных пусть даже в фантастической или гротескной форме. Тут сложно не вспомнить рассказ Владимира Гугнина «Чай», ставший по-своему хрестоматийным для семинара Лобанова. Фантастическая ситуация – за чашкой чая сходятся дорогие рассказчику люди, которые в действительности, как мы постепенно понимаем, уже умерли – оболочка, наполненная горькими переживаниями рассказчика. Это та самая «реальность условности», о которой говорит ученица Лобанова Ирина Митрофанова в своей рецензии, помещенной в сборнике (правда, о другом рассказе). Среди авторов сборника люди разного возраста, из разных городов, причем не только городов российских. Это, кстати, тоже симптоматично: Литинститут, как своеобразный культурный магнит, вовлекает людей в свое силовое поле, где нет условных границ – возрастных, географических или политических. Несмотря на достаточно юный – по писательским меркам, разумеется, - возраст, некоторые авторы выдают произведения, которые, на мой взгляд, по силе и мастерству не уступят и солидным литератором. Взять, к примеру, рассказ Андрея Тимофеева «Свадьба», один из лучших в сборнике. Написан он уверенной рукой, в том простом и доходчивом стиле, который либо есть сразу, либо приходит спустя значительное время. Крепкая, с надрывом основа (история об изнасилованной деревенской девушке и ее последующем замужестве за насильником), точные и емкие характеристики героев, внимание к деталям, лаконичные, но яркие описания, внутреннее движение текста. Все вместе составляет живую картину, которой невозможно внимать равнодушно. Все так просто и естественно, что язык не повернется назвать рассказ «литературой» - это снизит его оценку. Дмитрий Щелоков («Перед Рождеством»), Евгения Гюнтер («От мамы»), Светлана Бондарева («Дочь Василисы»), Дмитрий Лукин («История одного литератора»), Светлана Рыбакова («В приходской библиотеке»), Сергей Кромин («Пень, окна, казание Божие…»), Константин Алексеев («Ренегат»)… Я назвал прозаиков, каждый из которых уже выработал свой стиль, свои творческие подходы и приемы, а если смотреть дальше, то и взгляды на жизнь и искусство. Все они разные, очень непохожие, одного с другим не перепутаешь, каждый говорит «своим голосом». Но объединяет их та самая верность «настоящему», о котором я говорил. Эта верность, как, я думаю, и ответственность за свой талант, свое слово, свои поступки, как и понимание и следование той традиции, которые закладывают Литинститут вообще и творческий семинар Михаила Петровича Лобанова в частности, как и неравнодушие, - все это объединяет десятки, даже сотни людей самых разных возрастов, профессий, взглядов, разного жизненного опыта и политических позиций. Все эти люди будут спаяны на долгие и долгие годы, и подобная связь дорого стоит в наше время, когда для разрыва отношений достаточно одного неосторожного слова, когда вообще осталось не так много каких-то стабильных, непоколебимых вещей, когда «распад атома» проникает в главное, основное – душу человека. Прошу прощения за пафос.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |