СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1652
02 марта 2013 года
Восемь вечера. Папа блаженно лежит на диване и смотрит телевизор. Раздается телефонный звонок. Папа со стоном поворачивается и берет трубку. Сначала на его лице отражается недоумение, потом появляется улыбка, которая скоро сменяется досадой. - Люся… Люся! – пытается вставить он хоть слово. Но Люся, видимо, говорит без остановки. Наконец она замолкает, и у папы появляется возможность: - Люся, нет: нам не нужен Мамин-Сибиряк в двадцати четырех томах. Ну как не нужен? Просто не нужен. Нет-нет. Ну что дети? Дети… Люся, я сейчас Раю позову. Папа откладывает трубку, встает с тяжелым вздохом и идет на кухню. Там мама воюет с бабкой: - Бабка, отстань! Я тебе говорю – не надо заплатку ставить на эти трусы! - Да что хоть ты такая бесхозная-то, Райка? Ты погляди – я уж и тряпочку подобрала! Глянь-ко хоть – какая розочка-то! Папа останавливает перепалку: - Рая, иди. Люся тебя к телефону, - и добавляет с ехидной улыбкой, - на Некрасова ехать надо. Бабка немедленно откладывает лоскуток с розочкой. - Иди-ко хоть, Рая. Какой там дефицит Люся достала? Мама бежит к телефону. Выслушав Люсю, она неумело отнекивается, оправдывается, потом, отговорившись выкипающим супом, вешает трубку. Вернувшись на кухню, она некоторое время непривычно молчит, потом смущенно обращается к папе: - Алик… может, нам все-таки надо Мамина-Сибиряка? Папа молча выходит из кухни. Бабка не унимается: - Райка! Ну что хоть Люся достала? Ну что, Райка? Мама задумчиво говорит: - Мамина-Сибиряка. Двадцать четыре книги! - Тьфу ты господи, - бормочет бабка и крестится, - и что хоть вот выдумают, и так книг девать некуда! Она выходит из кухни, но через минуту возвращается. Нерешительно стоит на пороге, потом спрашивает: - Райк? А ты поспрашивай, подумай – может, и нужен детям-то этот мамин? Люся ведь плохого-то не возьмет, сама знаешь…
Мы с мамой стоим на остановке и долго ждем автобуса. Мы едем к тете Люсе. И вот ее дом. Мы входим в подъезд и поднимаемся на третий этаж. На двери, обитой искусственной кожей, гордо висит табличка – «Квартира образцового порядка и высокой культуры быта». Мне ужасно нравится эта табличка. Мне хочется, чтобы и на нашей двери висела такая же. Когда-то я заговорила об этом с мамой, но ту лишь разобрал смех: - Чтобы наш свинарник так подписали? Это вряд ли… У тети Люси все не так, как у нас. У нее трехкомнатная квартира, у них с мужем – спальня, у дочки Вики – своя комната. А третья комната проходная – там гостиная. В гостиной посередине стоит стол, у стены пианино. В книжном шкафу ровными рядами стоят книги, и, как с уважением выговаривают наши родственники, все они – «дефицитные». В другом шкафу, напротив – красивые бокалы, «чехословацкие». Тетя Люся приглашает нас в гостиную. - Сейчас будем пить чай! Как всегда, все красиво, нарядно, празднично. После чая я могу пойти посмотреть книги. Тетя Люся тем временем выносит большой мешок. - Вот смотри, Рая. Этот сарафан Вика надела два раза. Это из Риги, а вот брюки – из Братиславы, у меня коллега ездила по путевке. Брюки Оля может носить, а сарафан – только если на выход. Потом обратно отдашь – если у Вики девочка будет, то ей пригодится… Сарафан – ярко-синий, в белый цветок, а по подолу в лодочках плывут яркие кошка и сова – ужасно страшные, и эта их немиловидность еще больше подчеркивается яркостью. Мне сарафан одновременно и нравится и не нравится, и я не знаю, что думать. Мы с мамой привозим сарафан домой. Мама вешает его в шкаф и восхищается: - Такого точно ни у кого нет! - Мама, - спрашиваю я, - а почему его можно носить только на выход? - Ну, тетя Люся хочет, чтобы он остался еще викиной дочке. Поэтому надо сохранить его в приличном виде. - Так Вике же всего четырнадцать лет! – удивляюсь я, - у нее что, уже дочка будет? - Нет, - смеется мама, - но когда-нибудь, может, будет… Летом мы едем отдыхать в Прибалтику, и там мне позволяется надеть сарафан два раза – на праздник Нептуна и в кафе. Через год, когда сарафан становится мне короток, мы отдаем его обратно.
Тетя Люся влетает в квартиру. - Рая! Я завтра еду в Калининград в командировку. Женька с Татьяной просили купить им кассетный магнитофон, Ленка - чехословацкий сервиз. Там продают. Подумай, что тебе надо. Я составляю список. Мама теряется. - Мне… Люся… может быть, Оле колготки? - Рая, это и так понятно. Из техники что-нибудь? Посуду? Мама думает, но ничего надумать не может. - Ладно, - решает тетя Люся, - куплю на свое усмотрение.
Через неделю папа едет на вокзал – встречать калининградский поезд. Возвращается он веселым и немного растерянным. В руках у него – две огромные коробки. - Что там? – напряженно спрашивает мама. - Магнитофон. И что-то еще. Рая, я не понимаю, как она все это дотащила. Таких коробок у нее было штук семь. И зачем ей все это? - Такая уж она заботливая… - говорит мама. Тетя Люся правда очень и очень заботлива. Нам с братом она достает билеты в театры и профсоюзные путевки в другие города. Ее записная книжка распухла от нужных телефонов – она всегда знает, кому позвонить, где достать. Ее энергия неистощима, и часто-часто в нашей квартире по вечерам звонит телефон: - Алик? Подъезжай на Майорова – где большой магазин с мебелью, знаешь? Тут можно хороший диван купить, я на тебя заняла очередь, совсем рядом. Прямо утром возьмем! Что значит – не надо? Поговори с Раей, и поскорее – мне еще целый список обзванивать надо!
Однажды тетя Люся приходит к нам под вечер. Папа в командировке - в Эстонии. Тетя Люся достает из своей неподъемной сумки книжку: - Вот, Оля. Тебе купила тоже. Еще Людочке. Ну и нам. Книжка называется – «Пудель». Я открываю ее. Книга переведена с немецкого, с яркими, радостными фотографиями – вот веселый белый пудель бежит по полю, а вот в корзиночке сидят два очаровательных щеночка. Книга посвящена содержанию и разведению пуделей. В детстве мне ужасно хотелось собачку. Все равно какую – большую, маленькую, белую, черную. Но в ответ на мои просьбы мама отвечала всегда одинаково: - Оля! Пять человек в двухкомнатной квартире! Сами как собаки живем… И теперь, когда у меня в руках оказалась книга про уход за пудельками, я решила – это знак. Намек. Мне скоро купят собаку! На кухне тем временем возмущалась тетя Люся: - Рая, как так можно? Алик уехал и мне ничего не сказал? Я бы ему список составила!
В Таллине, говорят, можно свободно купить немецкие туфли! А мне так надо туфли Вике к выпускному! Что значит – Алик ничего не понимает в туфлях? Даже если бы и не те взял – разве они пропадут? Сама подумай! Какая ты беспечная, Рая!
Книжку про пуделей я изучила от корки до корки. Я знала, как их кормить, как вычесывать и даже имела представление, как принимать роды. Но прошел мой день рождения, потом новый год. Пуделя мне так и не купили. Мама, постоянно наблюдавшая меня с этой книгой, как-то спросила: - Что, такая интересная? И тут я призналась, что была уверена – книга куплена потому, что мне подарят щенка. Мама долго молчала. Потом медленно сказала: - Нет… просто ты понимаешь, книга – такая редкая…
Потом тетя Люся заболела. Она отчаянно боролась со своей болезнью – из Германии по какой-то сложной цепочке ей присылали дефицитные лекарства, она ездила на консультации в Москву. Оттуда она привезла мне две общие тетрадки синего цвета – в начале девяностых купить тетради было сложно. Людочке, другой своей племяннице - туфли. Совсем обессиленная, она оказалась в больнице. Ее дочка Вика, уже студентка, звонила нам вечерами: - Тетя Рая? Вы завтра сможете у мамы дежурить? А в субботу? А то я составляю список… ну кто когда придет…. Нет, я к ней только в воскресенье смогу заскочить…
Как-то раз тетю Люсю отпустили из больницы – на несколько дней. Мама собралась поехать к ней домой, я увязалась тоже. Уже надевая пальто, мама вдруг сказала: - А давай Пуську возьмем? Пусть порадуется. Пуську, маленького котенка, посадили в клетку от попугая. Автобуса пришлось ждать долго, и я переживала, что Пуська замерзнет. Тетя Люся лежала в кровати. Ее муж быстро пробормотал, что ему надо выйти по делам: - Раечка, вы ведь с ней побудете? Я на пару часов буквально… Пока мама закрывала дверь, я бросилась к тете Люсе в комнату: - Посмотрите, кого мы вам привезли! И выпустила котенка из клетки. Потом мы обедали – ели винегрет, и Пуська ел винегрет вместе с тетей Люсей - с одной тарелки. Пытаясь достать что повкуснее, он отпихнул вилку – и винегрет размазался по кровати. А после обеда он свернулся клубочком и заснул у тети Люси под боком. Она тихо гладила его по спине, а потом сказала: - Всегда думала, что кошка в доме – это грязь и непорядок… а надо было завести…теплый такой…
Через полгода она умерла.
Ее муж приехал через неделю после похорон и сказал, что у него – уже довольно давно – ну, как только Люсенька заболела - есть другая женщина. Так вот – поскольку Раечка и Алик ему родные люди, то когда он мог бы познакомить их со своей подругой? Когда он ушел, папа сказал: - Я не хочу, чтобы он бывал в нашем доме.
Сарафан с кошками и совами каким-то образом снова оказался у нас. Он и сейчас висит в старом шкафу на даче. Моя дочь решительно отказывается его надевать – говорит, что немодно. И книжку про пуделей я тоже сохранила. Хотя пуделя у меня по-прежнему нет. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Hof