![]() ![]() ![]() ДМИТРИЙ КАННУНИКОВ. "Толерантность, или ..." СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 ![]() НАТАША КИНУГАВА."Игрушечный январь" АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ![]() НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт» АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» ![]() СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 ![]() "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 ![]() ![]() |
Просмотров: 1911
10 января 2013 года
Автор для чего-то решил поиграть с читателем. Часть персонажей, включая главного героя Эбергарда, сделал немцами. Переименовал столичные префектуры и управы. Дал руководителю столицы и его всесильной жене другие имена. Однако все и так понятно: место и время действия книги – лужковская Москва рубежа 2007-2008 годов. То есть, в определенной степени, столица времен «золотого века» современного российского чиновничества. Чиновничество – невероятно плодородная художественная почва. Редкое зерно, брошенное в нее, не дает всходы. Ведь тема эта по-своему развязывает автору руки. Какой гротеск о чиновниках ни придумай, какую гиперболу, так сказать, не заверни, все равно – попадешь в цель. И в этом смысле «Немцы» - образец великолепный. Сюжет здесь довольно прост. Если в двух словах, то речь идет о борьбе за «место под солнцем» в рамках одной префектуры. Вот пришел новый руководитель, и все трепещут – кого он «съест», когда «съедят» его, когда «уберут» самого мэра. И в орбиту этих проблем вовлечен Эбергард. Но сюжет, пожалуй, играет подчиненную роль. Главное другое. На страницах книги собран своеобразный паноптикум, состоящий из городских чиновников всех мастей и рангов. Руководители управ, начальники департаментов, заместители префекта и собственно префект. Терехов мастерски, буквально в нескольких фразах, которые заставляют вспомнить Гоголя, рисует портреты этих людей – через их язык, детали, через отношения. Допустим, вот: «Гаврилов (каждый день, в каждом округе, годами) любую свою мысль «доносил», используя шесть фраз: «Ну, давайте», «Надо усиливаться», «Усиливайтесь там», «Круглосуточно организуйте работу», и – предназначенное для пробития толстых, бывалых, зажравшихся и обнаглевших кож: «Что? Я что-то ничего не понял» и «Это другой разговор, это я понял». Или, скажем, «представление» нового зампрефекта: «Гуляев. Алексей Данилович. Генерал-майор КГБ. Президент федерации бадминтона. Последние места работы – заместитель директора Третьяковской галереи, управляющий делами министерства природных ресурсов. - Сколько лет? - Под шестьдесят. Такой, знаешь, генерал – ля-ля, баня, пиво, волейбол, пять раз причесаться за день, «у офицера, если не выпьет за женщин, день прошел впустую»… Очень интересуют его потоки. Финансовые. Хочешь ему понравиться, прояви свою ненависть к черным и евреям. - С порога и начну: извините, Алексей Данилович, что опоздал, наставили чернозадые своих лотков – хрен проедешь, и жиды носятся на своих “мерседесах”». А вот руководитель префектуры, где трудится главный герой. Начальник по имени не называется, для всех он – «монстр». Он помешан на чистоте, от его взгляда падают в обморок женщины, он практически может убить словом. «Но к монстру не суйся, - вот об этом Кравцов не таился, голос потерялся, смешался с пенным шипением ярости, - не суйся. Каждого уничтожает. Топчет. Ненавидит людей. Мы ж как привыкли – делаешь хорошо школьную программу, будет тебе и внешкольная. А у него – только внешкольная, только это, - Кравцов показал пальцами «деньги». – Но этого ему мало. Ему надо еще и людей жрать. Нас пожрет – своих начнет». Кстати, в этой характеристике в концентрированном виде выражена одна из основ, если угодно, мировоззрения любого чиновника, от муниципального до федерального. «Делаешь хорошо школьную программу, будет тебе и внешкольная». Эбергард, сквозь призму восприятия которого мы и смотрим на людей и события, разумеется, довольно мелкий чиновник, всего лишь начальник пресс-центра префектуры. Однако и он «имеет трудовую копеечку». Все это позволяет та система, которая заложена в основание управления. «Эбергард… сейчас главное слово – система. Надо быть… внутри. Все, вся там херня – личное, неличное, правда, неправда, борьба какая-то, ты сам со своим именем-фамилией, будущее, дети – только там могут быть. Внутри. Если ты не пролез или выпал – тебя нет. Надо встроиться. Встроился – держись. Держишься, ходи с прутиком, ищи, где тут под землей финансовые потоки… Но – только в системе. Система!» Впрочем, стоит помнить, что причины возникновения и особенности функционирования подобной системы, где слова «откат», «распил» и «занос» уже стали привычными, далеко не так однозначны. Я уже не говорю о том, что все это было – в той или иной степени – всегда (и везде). Достаточно открыть написанные полтораста лет назад «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, чтобы в этом убедиться. Цитировать отрывки из книги можно бесконечно долго. Автор очень щедро относится к читателю, давая ему возможность насладиться портретами и ситуациями, в которые попадает как главный герой, так и окружающие его персонажи. Вникая в эти ситуации, понимая их внутренние механизмы, мы вполне можем представить законы, действующие в чиновничьем паноптикуме. И, к слову, постичь их специфический язык. Как они говорят: «порешать вопрос» (в смысле – договориться, используя деньги или административный ресурс) или «посоответствовать» (то есть, дать откат). Надо сказать, что у «Немцев» огромный потенциал «народной книги» - в том смысле, в каком «народными» являются, скажем, «12 стульев» или «Швейк». Это книга нашего времени, по которой, возможно, кто-то будет изучать эпоху «нулевых»: все-таки вымысел в «Немцах» сугубо реалистический. Однако на пути к «народной книге» есть серьезное препятствие. Терехов пишет достаточно сложно, витиевато и многословно. Продраться через вязкий текст порой бывает сложно. И пока продираешься, внимание невольно ослабевает. Но мы помним, что «каждый пишет, как он дышит». Ругать писателя за его стиль, за его манеру письма, которая и отличает его от коллег, – дело глупое. Из недостатков – разумеется, на субъективный взгляд – я бы упомянул еще и чисто беллетристическую линию личной жизни героя. Эбергард женат вторым браком, его жена ждет ребенка, а вот бывшая не позволяет видеться с дочкой-подростком. Эбергард судится с женой, и автор довольно подробно останавливается на юридических перипетиях, не забывая и о побочной любовной линии (плох тот чиновник, у которого не бывает любовниц). Подозреваю, сделано это с целью как-то приблизить героя к читателю, сделать его более человечным. На фоне коррупционных схем, показанных в романе, такое сочувствие к герою просто необходимо. Однако эта линия серьезно снижает интерес к книге: личная жизнь не такая яркая, новая и захватывающая, в отличие от мира чиновников. В то же время это заставляет подумать и о другом: о том, что в этом мире огромный дефицит хороших людей, которым веришь и которых уважаешь. В романе их, в общем-то, и нет, хотя в жизни они, безусловно, встречаются. Но их так немного, что в этом паноптикуме они теряются. |
![]() Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 ![]() НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" ![]() Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» ![]() "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) ![]() «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 ![]() "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) ![]() Александр Балтин. "Два двухсотлетия: Достоевский и Некрасов" "Идеи, в слово облеченные..." Памяти Валентина Курбатова "РУССКИЙ ХРИСТОС ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА". К 80-летию со дня рождения поэта "КАК АНГЕЛА РАСПЕЧАТЛЕТЬ..." К 190-летию со дня рождения Николая Лескова ![]() |
Москва