СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2165
11 декабря 2012 года
«Самолет, самолет, ты возьми меня в полет…», — кричали мы в детстве, провожая глазами серебряную точку в небе, которая оставляла за собой длинный-длинный белый-белый облачный след. Увидеть самолет и быстро прокричать ему нужные слова — к удаче. В это верят все дети. Им так хорошо знакомо возникающее в это мгновение щемящее — радостное и немного тревожное — чувство встречи и расставания с чем-то неизведанным, что ждет впереди… Дебютная книжка молодого прозаика Анастасии Черновой «Самолет пролетел» (М., «Вест-Консалтинг»,2012) — для тех, кто не разучился жить сердцем. Разные сюжеты, разные герои. Разные изобразительные средства, краски и кисти для них использует автор. Ей удается лирика, особенно пейзажная, атмосферная. Анастасия блестяще владеет внутренним монологом, умеет создавать подтекст и контекст, при этом легко идет на стилевые и композиционные эксперименты, к примеру, с потоком сознания, с кинематографическим «монтажом кадров». Она уверенно управляется с повествованием от первого лица, часто, кстати, мужского, и это получается у нее органично, что, согласитесь, — редкость. Тексты ее богаты неожиданными, яркими и точными эпитетами, сравнениями. Фразы пластичны, музыкальны, очень хорошо организованы, правда, несколько «скруглены» и герметичны, иногда кажется, что целые абзацы живут отдельной жизнью. Но, скорее всего, именно эта «закрытость» вкупе с внутренним стремлением к почти классицистической гармонии плюс сложные, «многослойные», контекстовые образы в сочетании с эмоциональным порывом и легкой горчинкой (прекрасное — трагично, автор не просто понимает это, она это чувствует) и придает прозе Анастасии Черновой особое, неповторимое очарование, едва уловимую возвышенную отрешенность. В этом проявляется ее авторский стиль — чуть холодноватый, надземный, обязательно (всегда!) устремленный ввысь, так похожий на самолетный след. Главные герои ее рассказов и повести — сложные, интересные, тонкие натуры, они серьезно, далеко и нерационально для нашего времени мыслят, чутко реагируют на все происходящее вокруг, чувствуя незримую и драматичную взаимосвязь всего со всем. Все они «взяты» автором в особом душевном состоянии, на пороге важного выбора или в некий переходный момент жизни: от детства к юности, от жизни к смерти, от прошлого к будущему, от безразличия к любви, от старого к новому. Все герои этой книги будто срывают стоп-кран, предчувствуя, что в суете и маяте будней будет невозвратно потеряно что-то важное. «Каждый человек имеет право раз в год выйти из водоворота событий», — тут же придумалась красивая фраза и, совсем некстати, другая: «интересно, я тоже умру когда-нибудь?» Впрочем, видимо, именно так. Не об этом ли скрипичные сонаты…», — думает Маша из повести «Первый снег». Эта повесть, конечно же, о первой любви. И, конечно же, о любви «несчастной». И вместе с тем — ни строчки про «слезы и розы, любовь и кровь», ни одной фальшиво?слащавой ноты. «Первый снег» — это ода молодости, внутренней свободе, это песнь взрослеющей души. Финал ее — неслучайный и очень символичный переход из минора в мажор: «Все белело и кружилось: снег летел, закрывал ближайшие дома так, что ничего не было видно, кроме единого, неспокойного, похожего на морскую пену, снежного стремления. Она спрыгнула с невысокого крыльца и, вздохнув полной грудью, улыбнулась». Удачный дебют! |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |