Заказать третий номер








Просмотров: 1784
13 ноября 2012 года

 

Отречение Галилея

 Уплывают к дальним странам корабли,

 В багреце заката пенится прибой.

 Отрекайся: обращению Земли

 Никакого дела нет для нас с тобой.

 

 Тает площадь в инквизиторском дыму,

 Растворяется в звенящей пустоте.

 На костре кричать об истине - кому?

 Не святой же знаменитой простоте.

 

 Не печалься, а колени преклони,

 Принимая, что назначено судьбой.

 Хомячкам, что закричат "Распни! Распни!"

 Просто нужен отрицательный герой.

 

 Отрекайся: мы сыграли по нулям

 И твое благоразумие не грех,

 Там, где все-таки вращается Земля,

 И история оправдывает всех.

 

  

 Орфей

                                  И так жаль, что у памяти слишком остры ножи…

                                                                                  Доктор РА

 Орфей обернется. Я знаю. Посмотрит во тьму.

 Наверное, лезвия памяти режут больнее,

 Чем можно подумать. Но думать уже ни к чему.

 Надежда растает, как дым от листвы по аллее.

 

 Орфей обернется. И вспыхнет сухая трава,

 И я упаду в пустоту на лугах асфоделей.

 У прошлого, видимо, так велики жернова,

 Что нет у грядущего власти над бывшим апрелем.

 

 А небо над Фракией осенью выше, синей,

 А верные жены, как раньше, всё ткут покрывала…

 Орфей обернется и снова останется с ней -

 Которая в мире живых его сердцем играла.

 

 И недостижимы рассветы, дороги, дожди,

 Срываются звезды и тают в сиреневых лужах.

 Послушай, Орфей, ты же знаешь – я шла впереди,

 Но выход из царства Аида тебе был не нужен.

 

 ***

 Заснеженный город похож на большого медведя,

 Который залег на зимовку в огромном сугробе.

 Весна не торопится в гости. Скандалят соседи:

 На ком-то из них, дескать, негде поставить и пробы.

 

 Дорога с работы без малого час занимает.

 Пригревшись в маршрутке, с мобильника слушаю песни.

 А дома весь быт – у компьютера с чашкою чая,

 И вечер вполне предсказуем и в целом известен.

 

 В окно дует ветер, напрасно пытаюсь согреться,

 Свернувшись клубочком под тонким своим одеялом.

 Но где-то в кладовой пылятся катана и берцы,

 И старый фрегат до апреля уснул у причала.

 

 Когда потеплеет, ручьи отзвенят по асфальту,

 То зеркало в ванной опять исказит отраженье,

 И я извлеку из загашника старые карты,

 И лязгнет будильник далеким и дымным сраженьем.

 

 Встревоженный парус соленым наполнится ветром,

 И вспенятся волны забытым негаданным чудом,

 И вслед за мечтой устремлюсь я навстречу рассвету,

 Оставив минувшую зиму поблекшим этюдом.

 

 Возвращение Одиссея

 Подари мне свой город в разливе фонтанов и крыш,

 Там, где падает в воду балтийское бледное небо.

 Одиссей возвратился домой в акварельную тишь

 И, не узнан никем, просит корку блокадного хлеба.

 

 Подари мне свой город. Наверное, зависть богов –

 Переплыть эту ночь, чтоб наутро застыть у порога

 И давиться слезами, постигнув бессилие слов,

 И читать иероглифы влажных гранитных чертогов.

 

 Я не помню Итаку, забытый любимец небес,

 Я не помню себя в хитроумии бега по кругу.

 Подари мне свой город, поверив не в силу, но в честь

 Одинокого ветра и лиственной огненной вьюги.

 

 Подари мне свой город в бесчисленной щедрости дня –

 Этот дождь, этот мрамор, единственный дом во вселенной,

 Чтобы память о боли навек отпустила меня,

 Чтобы все же увидела нянька мой шрам у колена…

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 14, 2012, 13:14:09

От этих стихов щемит в груди. Такая правильная поэтическая печаль на краю драмы.
А потому придираться к форме не очень хочется, хотя кое-где автор всё же скатывается в недопустимую банальность, типа рифм "хлеба-небо", "меня-дня" и т.п., которыми пользуются абсолютно все, отчего они давно стали признаком ремесленнической беспомощности.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 14, 2012, 13:48:40

Признаться, то, что "хлеба-небо" является недопустимо банальной рифмой, для меня открытие.))
Возможно, мне мало подряд попадалось стихов с использованием именно этой рифмической пары.
В стихотворении "Возвращение Одиссея" из этой подборки я почему-то не обратила особого внимания на работу автора с рифмой, думаю, что хорошо построенный внутренний сюжет стихотворения, та история, которую оно рассказывает, увело моё внимание от формы.

Если же о ней всё-таки говорить, то, на мой слух, подборка однообразна ритмически, хотя, возможно, это и неплохо: создаёт еще одну "нить единства", читается маленькой поэмой в лицах, где размер строго выдержан.

В другом случае я бы посетовала на книжность избранных тем - молодые авторы, особенно девушки, часто очень много внимания уделяют мифологическим и литературным сюжетам и героям. Здесь благодаря личному прочтению известных сюжетов и каким-то общим надтекстовым знаменателем, который Саша Резина замечательно определила как "правильная поэтическая печаль на краю драмы", всё как раз очень органично.

Из курьезных придирок: понравились и не понравились одновременно "асфодели" - вычурно на основном фоне, но интересно разрешено и катрен в целом не портит))
Это интересно характеризует автора. Прошу извинить за формулировку, не знаю, как иначе выразить свою мысль: автор очень изящно, демонстрируя наличие вкуса, "выкручивается" из ремесленнических ловушек, которые иногда сама себе создает.
Было бы очень интересно почитать её лирику.
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 14, 2012, 16:25:25

Странно, Ларис. Хлеба-небо кочует из стиха в стих. Если было хлеба, к гадалке не ходи, жди неба, и наоборот :)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 14, 2012, 20:23:12

Хотя сначала прочитала комментарии (иногда так получается) - все равно про хлеба-небо забыла и не заметила.
Понравилась сюжетность повествования. Но читалось почему-то тяжеловато, хотя и не мудреные строки - но осталось ощущение, что автор их тяжеловато составлял. Имхо.
А кольнуло в первом же стихотворении:
"... обращению Земли
Никакого дела нет для нас с тобой".

так и хотелось "никакого дела нет до нас с тобой"...
Устойчивое вроде сочетание - нет? могу ошибаться... Прочитала абзац несколько раз, и это сбило весь ритм прочтения для меня...
Про хомячков не поняла вообще. Надеюсь, что не поняла - потому что, если это то, что я подумала - грустно становится. Не погружаясь в современную политику - не слишком ли сравнение велико (распни - и хомячки? такие же - они, или такой же - тот, кого распинают? Ой, чур меня... надеюсь, что это я просто туплю...)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 00:10:46

Мне нравятся лирические героини, которые не только "покрывала ткут", но у которых и "катана" где-то там припрятана под покрывалом на весну)))
Ну, а если серьезно - очень красивые и серьезные стихи, всё на месте и ничего, можно сказать, лишнего. Единственное, что смутило - вот те самые "покрывала", которые ткут верные жены из "Одиссея" в стихотворении про Орфея. Это, я так понимаю, распространенная ошибка для стихов на мифологические и литературные сюжеты. Ощущение, если честно, странное от этих кульбитов, поэтому лучше от них воздерживаться. Один герой - один ряд аллюзий, должно быть такое железное правило. Или - правило хорошего тона, если хотите. И еще - да, наверно, это авторская опечатка: конечно же, нет дела ДО нас, а не ДЛЯ.
"Хомячки" меня не смутили - просто видно, что в 2012 году стихотворение написано, а смысл понятен вполне.
Очень нравится стихотворение "Отречение Галилея", только, на мой взгляд, принять то, что назначено судьбой и отречься - вещи диаметрально противоположные. Поэтому сделать одновременно и то, и другое невозможно. "Колени преклонив" на костер как раз идут...
А вот "Одиссея" - полностью принимаю. Люблю этот город, и стихотворение передает его характер. "Неба-хлеба" - ну и что? Ну, еще "мне бы"... В русском языке мало рифм к этим словам. И вообще - не бывает рифм банальных, бывают банальные мысли, которые надо прикрывать небанальными рифмами.
Автору - спасибо большое за радость и пожелание присылать еще такие же замечательные стихи.
Последняя правка: ноября 15, 2012, 12:01:41 пользователем Наталья Баева  
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 02:09:17

Мне тоже понравились стихи. Особенно ритмическая монотонность - её цель не мешать содержанию, а правильно его оттенять... Вообще, чем дальше в лес, тем больше становлюсь поклонницей классицизЬма (классических форм). :)
По поводу банальности рифм согласна с Наташей, мне кажется для любого талантливого человека т.н. "банальное" - это вызов. В том смысле, что... нет никаких правил. Любовь, морковь и кровь даже сегодня можно гениально срифмовать, мне кажется)))

Дела нет Для нас с тобой\До нас с тобой: скорее всего, опечатка. Однако и другой смысл почему-то показался мне вполне возможным,хотя такой опыт разбивания устойчивого словосочетания, на мой взгляд, здесь соглашусь с Галиной, неудачен: эту устойчивость вот так просто не разбить... Но попытка или её потенциальная возможность - интересны в плане творческой задачи, нет?

Хочу поблагодарить автора подборки за серьезное отношение к поэзии. Лариса, у вас очень высокий потенциал. Надеюсь открыть в ваших стихах новые грани.
Последняя правка: ноября 15, 2012, 02:18:35 пользователем Екатерина Злобина  
Лариса Петровичева

Тула
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 18:38:32

Всем спасибо за умное неравнодушное прочтение. Думаю, всякий автор будет счастлив найти настолько проницательных и вдумчивых читателей. Буду искренне рада плодотворному общению, из которого все стороны наверняка подчерпнут много полезного в плане творчества и определенного роста.
Добавлю еще, что асфодели - не моя выдумка: они действительно росли в царстве мрачного Аида.
А опечатки да-с, беда-с. И рифмы банальные. Впрочем, что не банально, давно и не мной замечено, что нет ничего нового под солнцем. В любом случае всегда возможен поиск и находки)
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 20:02:16

Лариса, ну не скажи. Почитать современных авторов, так и половины существующих рифм еще не открыли))) Правда, они не так очевидны, как испробованные классиками. А вообще, мир удивителен: порой действительно кажется, что открыть нового уже невозможно. И вдруг появляется Некто и ставит все представления с ног на голову :) Вы очень талантливы. Но ведь все мы стремимся стать этим Некто, покорить новые горизонты. Я говорила только о развитии и движении вперед. Всё равно придется уходить от стереотипов, если писать долго и упорно, ибо дня-меня и проч. любому рано или поздно надоест:) С Наташей Баевой не согласна, что всякий кто пробует новые формы, скрывает за ней отсутствие идей. Просто с формами интереснее, чем без них, для самого творца. Мало ли какие у меня мысли, они есть у всех, у пишущих и у не пишущих. Но они становятся красивыми, лишь облаченные в кружева словоплетений...:)
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 20:35:25

развиваться, расти - это обязательно, Саша права. Но Наташа Баева говорит, мне кажется, о другом - о том, когда приоритеты расставлены иначе, оригинальность, новизна - становится самоцелью, и в поисках новых форм поэзия превращается в стихотворчество и технические упражнения на оригинальность рифм. А редко кому удается удержаться на грани и совместить и то, и то. Это уже гений. Хотя гения как раз не представляю ищущим оригинальные рифмы. У него само все как-то... Пастернак приходит к неслыханной простоте (понимаю, это не о рифмах) - но об экспериментах тоже.
А вообще... открываю Ахматову, Королеву, которая не боится ничего - ни примитивных рифм, если ей нужна для точности выражения себя именно эта рифма, ни нарушений всех законов стихосложения - она сама создает своими стихами эти законы, и понимаю - что под словом расти понимать надо что-то другое. Техника придет. Вот Саша пишет, "мысли есть у всех". Нет. Я готова слушать мысли Ахматовой, но не готова другие какие-либо, к примеру, изложенные самой оригинальнейшей рифмой на свете. Техника - это нечто само собой разумеющееся. Но самоцель - это то, ЧТО именно человек хочет сказать и Как он это доносит до нас, на какой струне, с какой эмоцией. Все подряд мысли я читать не готова. Они и правда, есть у всех...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 15, 2012, 20:36:33

как бы они красиво не были упакованы...
Василиса Васильева

Комментарий
Дата : Пт декабря 07, 2012, 13:52:12

Всегда восхищаюсь стихами (разумеется, хорошими), в которых выражение каких-то своих чувств, настроений идет через мифологию, исторические факты и т.п. Это же, действительно, нужно вот так суметь, чтоб не просто то, что чувствуешь выразить через рифму, а еще и интересно тематически. И прежде, чем говорить конкретно о стихах, хочу отметить, что все они очень удачно взяты для одной подборки: и по тому, что в каждом раскрытие темы идет через апелляцию к известным образам, и по сходной тональности, сходному ритмическому плану. И то стихотворение, что без подобных образов, по своей тональности, выражаемым смыслу и чувствам, тоже очень хорошо с другими выбранными стихами перекликается.

Стихи понравились. Прежде всего, своей образностью, которая дает яркую картину того, о чем читаешь. Причем образы использованы очень удачно и уместно, ничего лишнего, ничего ненужного нет. Очень хорошо все и гармонично. Также понравился авторский выбор эпитетов. Если начать анализировать, «взяв в руки лупу», то, в принципе, ничего такого «эдакого» в них нет, но употреблены в стихах так, «связаны» со словами к которым относятся, таким образом, что читаемые строки получаются очень проникновенными. Приятная для женской души лирика получилась.

Поскольку читала не только стихи, но и комментарии, то захотелось высказать и свое видение чего-то того, что отметили другие. Вот, например, заинтересовал момент аллюзий в «Орфее». Думала про момент с верными женами и покрывалами. И знаете, несмотря на то, что аллюзия здесь не на Орфея, никакого неприятия не возникает. Нет у меня ощущения, что идет смешение образов. Да и аллюзию я тут усмотрела одну, на Пенелопу. Аллюзия - это же ведь намек на какой-то факт ведь, мифологический, исторический, литературный. И это не введение новых образов, а усиление имеющихся посредством отсылки к тому, что адресату известно, с чем ассоциации яркие. А что касается Орфея, то в связи с ним аллюзивности нет, там прямое его называние, сравнения, метафоры, определенная аллегория, но не аллюзии. Вот что, действительно, было бы плохо, так если бы и Эвридика, и Пенелопа были символом одного и того же, и в стихотворении «Орфей» была бы аллюзия к Пенелопе при описании качеств Эвридики. Тогда да, было бы нарушение целостности образа. Но Эвридика ведь связывается совсем с другим. Так что аллюзия при упоминании верных жен вполне уместна, на мой взгляд. К тому же, акцент тут делается на верности через соотнесение с образом Пенелопы, а не на образе Пенелопы.

И еще в связи с этим хотелось бы спросить про «железное правило» об аллюзиях, что «один герой - один ряд аллюзий». А где об этом можно подробно посмотреть? Ранее просто никогда не приходилось сталкиваться с подобным требованием. А вот те или иные произведения, где аллюзии есть к разным героям (имею в виду произведения, небольшие по объему, конечно), читать приходилось.

Что касается банальных рифм, то, в принципе, при желании процентов 99 можно именно таковыми и считать, потому как сколько чего уже кто ни использовал. Но дело-то, по большому счету, не в заурядности рифмы, а в том, какой образ создается. А образ - это ведь не рифма как таковая, а набор различных стилистических приемов, в которые эта рифма включена. А в данном стихотворении образ хороший. Не банален образ падающего в воду бледного балтийского неба, на мой взгляд, а даже, наоборот, притягателен. И с коркой блокадного хлеба тоже образ хороший. Сама по себе «корка блокадного хлеба» встречается, конечно, но вот в сочетании с тем, что герой вернулся, что просит ее как подаяния, хотя бы эту малость для себя, красиво. И еще в довершение к рифмам. Понравилась рифма «асфоделей – апрелем». Вообще какие-то имена, названия исторических мест, событий и т.п. обычно нелегко срифмовать ведь. И в данном случае мне выбранная Ларисой рифма показалась авторской находкой. Вычурна ли она? Нет, не сказала бы. У всего стихотворения ведь тон такой какой-то «приподнятый», поэтому вписывается гармонично, как мне кажется.

Из «зацепившего» могу отметить два момента, хотя о них уже сказали. Да, в первом стихотворении нарушена сочетаемость слова, потому что дело есть / дела нет ДО кого-то или чего-то. Но здесь более похоже на тот случай, когда в процесс написания автор что-то менял, «выводя» какие-то смысловые отношения, а предлог нечаянно упустил из виду, не изменив. И еще тоже не понравились хомячки. Нет, не самим сравнением, как было отмечено, потому что именно сравнение интересное. Хомячки – это же легко манипулируемая, ведомая куда-то часть населения. Таких людей еще леммингами называют. И для подобной толпы кричать «Распни!» вполне естественно. И причем им совсем не важно, кого распнут. И образ этой толпы в стихотворении удачен и уместен, только слово другого стиля, чем все стихотворение, поэтому оно как-то и «не принимается» при чтении.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте