Заказать третий номер








Просмотров: 1948
31 октября 2012 года

Уже два года прошло, как рано утром позвонили – Сашка умер. Ну что же, к этому и шло. Понятно было– не жилец, долго не протянет. Жалко и не жалко – сам виноват, сам себя довел до такого состояния – столько пить.

А еще недавно он ходил по двору, опухший, страшный, почти ничего не понимающий. С одной стороны его придерживала жена, с другой – падчерица. 

По всей деревне только и слышалось – Сашка-то с Галькой какая пара будут. Он красавец, да и она не уступит, нет. Она побойчее – все свадьбы ведет на селе, даром что совсем девчонка. Он поспокойней, но тоже веселый.

Но вот только ничего у них не вышло – не поженились. Всякое бывает! Бабки шепчутся – да оно и к лучшему, духонька! Что бы Гальке сейчас с ним маяться – с пьяницей?

С Галей хорошо выйти пройтись вечером. Август, уже темно. Она рассказывает много и весело   - о том, как тут раньше жилось, о соседях и подругах.

Но сегодня она рассказывает о другом.

 -  Он в армию ушел… я ждала, конечно. Ну да сама знаешь, как бывает: пошли на гулянку, а там парень из города. Слово за слово, потом в баню пошли… ну и случилось все. С Сашкой-то у нас ничего до того не было, а тут… ну вот бывает так, что делать.

 Она говорит спокойно, с горечью, но без слез, все отболело, все прошло.

-  По осени Сашка вернулся, я ему ничего не говорила. Долго тянула, а он все настаивал – мол, чего ты, Галь? Все равно ж вот-вот поженимся. Каждый божий день говорил, как любит. После гулянки шли, зашли в летнюю кухню. После он встал, злой такой, растерянный, говорит: как же так, Галя? А мне и сказать нечего. Ревмя реву, Сашенька, говорю, виновата, но только один раз, больше ничего не было. Тебя одного люблю. А он оделся и ушел. Я до утра в кухне проревела, а потом что ж? На работу пора. Я тогда в нашей сельской больнице работала.

Она какое-то время молчит, грустно качая головой.

-  К вечеру пришел он к нам, меня вызвал. Я далеко-то с ним не пошла, боялась. Под окном стояли, он мне и говорит – что делать, Галя, всякое бывает. Я тебя все равно люблю, никто другой мне не нужен. Давай забудем?

Я в слезы, опять прощения прошу. А он меня обнимает и шепчет – люблю, люблю! Помню, мать из окна смотрела, в стекло стучала да нам кулаком грозила. 

Стали мы опять с ним встречаться. Мать все спрашивала – когда свадьба? Мы по весне свадьбу хотели. Это он придумал. Говорит – снег сойдет, травка первая пробьется, и тут мы с тобой свадьбу и сыграем. Небо, говорил, высокое будет, голубое. Как глаза у тебя. Ну как-то так говорил. Вообще говорил-то он не особо складно. Может, я уж какие слова сама придумала.  А вот хорошо помню – когда вдвоем оставались, он меня обнимал и все шептал: люблю тебя, люблю!

А зимой я забеременела. Сначала перепугалась, помню – что мать с отцом скажут? А потом обрадовалась. Вышла на улицу, вечер, небо ясное, звездочки сияют. И я, помню, думаю – сынок будет, такой же красавец, как Сашенька. И так мне хорошо на душе стало, весь страх прошел. Все думаю, что теперь свадьбу раньше надо будет играть, весны не ждать.

Сашка тогда в городе был, на курсах повышения. Я дождаться не могла.  Вот он приехал. А вечером в Закастье в клубе дискотека была. Мы туда на автобусе поехали, еще автобус ходил. А обратно уж пешком собирались. Тут не шибко далеко – пять километров. Мы часто пешком ходили.

Танцевать-то мне не хотелось. Так я Сашке и сказала. Пойдем, говорю, лучше к дому, погуляем. Он удивился – я ж до плясок-то сама не своя была. За руку взял меня, и пошли – по дороге к речке. 

Я до сих пор вспоминаю – сердце падает. Кругом снег, фонари редкие, но луна в тот вечер светила и звезды сияли. Он меня за руку держит, я к его плечу прижимаюсь – век бы так шла. Он заметил, что я молчу, и говорит – ты не замерзла, Галя?

Тут я ему все и сказала. Смотрю, сжался весь, глаза сощурил. Я говорю – вот как, Сашенька. А он мне, зло так – а точно мой ребенок-то, Галя? а может, и не мой вовсе?

Я так и обмерла. Я думала – ну рассердится, что рано, что свадьбу раньше делать придется, а ведь он-то по весне хотел. Но что б вот так? Я стою – что сказать – не знаю. А он мне – что молчишь? И за руку меня как дернет. Тут уж я очнулась. Кричу: Саш, ты что хоть? Ты как такое подумать мог? У меня ж никого… а он мне в лицо смеется. Смеется, а у самого слезы на глазах. Слово обидное мне бросил, оттолкнул и по дороге побежал. Я за ним, но разве ж поспеешь? Он же у нас в школе спортом занимался, бегом и лыжами.

Как мне страшно было! У нас же тут и волки есть, и медведи. Бегу по дороге, слезы льются, как какой шорох где заслышу – в снег у дороги бросаюсь.  Сама не помню, как до дому добежала. В кухне летней спряталась, дрожу вся. Кое-как слезы уняла, умылась да в дом проскользнула. Мамка сквозь сон говорит: ты что ли, Галька? Смотри мне, по ночам болтаться, полуношница… я скорей в кровать, одеялом закрылась и затаилась.

Ох, что я за ту ночь только не передумала! Все думала-думала, как дальше быть. За слово то я не обиделась – у нас в деревне такими словами, почитай, разговаривают, а не ругают. И что в лесу бросил – ну, вспылил парень, с кем не бывает… дошла же я, не замерзла, и медведь не съел. Ничего. Я о другом думала. И надумала.

Утром встала, матери сказала, что в город надо по учебе на два дня, у подруги заночую. На работе больнице отгул попросила, в город поехала. Там в больницу. Я когда училась, практику там проходила, как раз в гинекологии. С тамошней завотделением отношения хорошие были. Я ей все рассказала, и она меня в тот же день и устроила. Быстро все прошло, наркоз хороший, ничего и не чувствовала почти. Сутки на койке полежала, а потом встала – как и не было ничего.

Приехала обратно в деревню, мать говорит – что ж ты Сашке-то не сказала, что в город едешь? Он ведь туда вчера пешком пошел за тобой. Автобуса-то не было вчера. А до города – тридцать километров.

Вечером приехал он на автобусе, меня вызвал. Пошли с ним к клубу. Погода в тот день испортилась, завьюжило. Он мне и говорит: Галя, я вчера в город ходил. За тобой. Боялся, что ты насовсем уехала. Ты меня прости, дурака. Сам не знаю, что на меня нашло. Выпили немного с ребятами после работы, вот тебе и наговорил незнамо что. Нам ведь жениться надо скорее, Галя?

Я говорю, нет, Саша, не надо нам скорее жениться. Нет ребеночка больше.

Смотрю, он побледнел весь, губы дрожат. Как нет, говорит?

Я ему и объясняю – нет ребенка. Что за жизнь у него была бы, у ребенка-то – если отец не верит, что его это ребенок?

Сашка мне кричит – со зла я сказал, выпил, говорю ж! А я ему продолжаю – ну вот выпил. Я-то от тебя все снесу, а потом ребенку по пьяни ты сказал бы – не мой ты сын? Нет уж – не веришь, так не веришь.

Сашка уже слезами плачет – да как ты могла? Ты же мне ничего не сказала и ребенка нашего убила!  А я ему – нашего? Да ты ж еще два дня назад меня толкал и кричал, что не твой ребенок!

Повернулся он и пошел по дороге. А я домой пошла. Ни слезинки не пролила.

Мы с ним потом помирились, конечно.  И даже еще гулять ходили. Но разбитого не склеишь, так потихоньку и разошлись. У меня дедушка в городе умер и квартиру мне оставил, я туда переехала. Андрейку встретила, поженились мы. Надя родилась. А он на курсах повышения Любку встретил. Она в него вцепилась – страсть. На пять лет его старше, страшная, и дочка есть. А ему уж все равно было, он  на ней  и женился.

Я потом, когда в деревню приезжала, его редко видала. Любка его пьяного из дома не выпускала, а трезвым он уже редко бывал.

Мы с ним потом еще только раз разговаривали. Он в больницу приезжал, на капельницы. Пил же страшно, его Любка и подшивала, и капала, да что уж толку. Из больницы пришел ко мне, я одна дома была. Чаю налила ему, сели за стол. Я говорю, как, Саша, поживаешь? Он рукой махнул. Потом говорит: что мы наделали, Галя? я говорю ему, что вспоминать, Сашенька.  Что уж теперь поделаешь  - у меня семья, у тебя тоже. Он усмехнулся грустно так. Встал, я его провожать вышла. В коридоре обнялись. Он щекой мне к голове прижался, как раньше, и шепчет – люблю, люблю!  Повернулся и ушел. Навсегда… А я и поплакать не успела – мой с работы вернулся, злой, да выпил где-то. Пока его унимала, дети вернулись. А ночью сон сморил – устала за день, ведь с ночной смены была.

А где-то через год он умер. Мамка с деревни позвонила – Галька, Сашка-то умер. Я на похороны пошла, розы купила. Любка его на гроб кидалась, выла – смотреть противно. А он такой спокойный лежал. Мы на поминки не пошли, с бывшими одноклассниками помянули.

Она замолкает. Долго сморкается в платок, сворачивает его, убирает в карман.  Ее дочери уже двадцать. Сын – подросток. Дома порядок, недавно сделали ремонт, даже смогли поставить стеклопакеты.  В кредит, правда. Ну ничего, за кредит они расплатятся. А еще у нее есть мечта – она очень хочет в Петергоф, посмотреть фонтаны. У нее на кухне висит календарь с фонтанами.  Может быть, по осени, когда выкопают картошку.

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср октября 31, 2012, 20:10:07

Печальная история без прикрас. Может, я в чем-то циничный человек, но вот не думаю, что если бы они не разбежались, создали семью, Саша бы не спился и вообще все бы было, ну если неидеально, то неплохо. Из-за женщин, конечно, напиваются. Но спиться из-за женщины... Вот из-за профессиональной невостребованности или просто из-за генетической предрасположенности плюс среда, где выпить обычное дело и в праздники, и в будни, и после работы и до (чтобы лучше работалось) - такое сплошь и рядом. А из-за неудачи в личной жизни (неважно по собственной ли вине или в силу обстоятельств) - вряд ли... Может, героиня и сама себе не признается в этом, но ей приятно думать, что если бы он был с ней, то был бы жив и не пил или даже если бы и пил, то пил бы не так хронически. Даже сам Саша мог так думать - но это неправда, самообман. Да и по большому счету героиня любит и любила только себя, если бы она его любила, то, даже понимая, что он будет после каждых двести грамм ей высказывать подозрение насчет ребенка (а скорее всего, так бы оно и было), она бы всё равно с ним судьбу свою связала, если бы любила... А жена, что на гроб кидалась - действительно любила всем своим существом. Галине смотреть противно было, да ведь горе-то никого не красит... И все-то у неё в шоколаде (насколько это вообще возможно в условиях той среды, где она существует) и в Петергоф съездить мечтает... Вот и получается, что нет никакой справедливости на этом свете... Но Бог он все видит, себя-то и других обмануть можно, Бога не обманешь. И всё это Ольге Шумковой удалось очень достоверно показать.
Последняя правка: октября 31, 2012, 20:27:21 пользователем manager  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн ноября 05, 2012, 00:16:25

"Нет повести печальнее на свете..."
Кажется, история рассчитана на жалость - вот, мол, какая любовь загублена, эх, доля наша, долюшка... А вызывает в результате отвращение. Хотелось - про любовь, а получилось - про враньё. "Вот бывает так, что делать". Вдуматься: девушка (!) идет на гулянку, потом в баню с парнями, слово за слово - и... Удивительное дело! А потом, когда суженый, законно, в общем-то, усомнившись в ее верности, оскорбил, она же его ПРОСТИЛА! "Чего не бывает!" И тут же пошла аборт делать, первого ребенка. Действительно, человека убить - понятное дело, чего в жизни не случается. И маме так естественно: мол, в город, "по учебе", "у подруги заночую". Очень "искренние" отношения с мамой... ЧУдная женщина. Теперь ей осталось к стеклопакетам еще в Петергоф - и жизнь удалась.

Читаешь такое - и вера в людей подрывается. Деревенских. Пойду-ка я утешусь - Ингвара Короткова что-нибудь перечитаю...
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн ноября 05, 2012, 01:12:57

Не бывает идеальных людей и идеальных судеб - ни городских, ни деревенских, показать это, мне кажется, и было задачей автора... Ольге Шумковой вовсе не нужно было давить на жалость (какая уж там жалость - на бабе, ты права, формально лишнего клейма ставить негде), и авторское "сочувствие", если внимательно вчитаться, вовсе не на стороне героини (героя она тоже не идеализирует. Здесь вообще никто не идеализирован).
Наоборот - автору, по-моему, требовалось показать, как "мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает" - и не совпадает закономерно! - в неидеальном мире обыкновенных людей.

В реальности - всё в сто тысяч раз хуже, Нат. Особенно в деревне. То, что, к примеру, Сенчин изображает в своих повестях и рассказах - вот это на самом деле ближе всего к правде жизни. Молчать об этом - не враньё?

Не знаю... моя вера в людей (всех, всяких) какой была, такой и остаётся. Может, она мало зависит от моих требований к людям и особенно - к персонажам произведений, от моего личного отношения к ошибкам и грехам, которые другие люди совершали, совершают и будут совершать.
Может, потому что мне как читателю вообще неинтересны идеальные люди и идеальная жизнь - я вот именно в них не верю.

Может, потому что мой жизненный опыт иной, и пусть судит тот, кто имеет право и хочет. Не я.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн ноября 05, 2012, 01:46:34

Я повторюсь, наверное. Но для меня эта история, в первую очередь, про вранье себе же. И Галя себе врет,и Сашу себе врёт и пьет. Они как-то пытаются себя оправдать, когда в пору каяться. К сожалению, так живет большинство людей. Может быть совершенно другая среда, совершенно другие обстоятельства, но по сути все тоже самое. Человеку страшно взглянуть правде в глаза, страшно признаться самому себе в своем малодушии. И эта их сказочка романтическая с тухлинкой про любовь, "которую мы потеряли" - она ж для Галины какая-то фальшивая отдушина, а для Саши оправдание тому, почему он пьет. А нет на самом деле никакой отдушины и никакого оправдания. Они действительно виноваты и не столько друг перед другом, сколько перед самими собой. Вот такая трагическая обыденность. Никакой тебе красоты, никакого благородства, никакой силы духа... ничего... Ужасно. Ужасно, что такое происходит сплошь и рядом...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн ноября 05, 2012, 13:34:42

Вот-вот, Кать, согласна, это история про то, как "мы выбираем, нас выбирают...". Т.е. просто сентиментальная история. И авторской позиции я как раз тут не вижу. Не вижу, чтобы она как-то по-над сюжетом витала и что-то нашептывала читателю. Читатель должен верить героине и покачивать головой. И ведь найдется такой читатель!
А если взять за правило "не судите, ибо у вас такого жизненного опыта нет", то надо голову снять с плеч и положить на полочку рядом. И закрывать все литературные занятия. Ну, ладно, голова. Уму этот рассказ ничего не дал. А сердцу? Что такого в этой героине, за что я должна ей сочувствовать?.. Произведение литературы (пусть даже в рубрике "Былое и люди") не должно оставлять чувства, "как все ужасно". Писатель не только отражает реальность, но и преобразует ее. Освящает, если хотите, историю своим внутренним вИдением. (Тут я, конечно, не имею в виду "счастливый конец", как и вообще непременную выдачу какого-либо "позитива"). Иначе какой смысл?
Последняя правка: ноября 05, 2012, 13:43:20 пользователем Наталья Баева  
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Пн ноября 05, 2012, 16:11:40

История-то в больше о Галине, чем о Сашке, которого вывели в заглавие.
И мне трудно в душе своей оправдать героиню, простить ее.
Не за измену, это как раз понятно - гормоны в таком возрасте игого шалят, сам себе не обрадуешься:(
А за то, что она вот так походя, не разобравшись, не обдумав толком ситуацию, пошла и вырезала из себя ребенка, как попИсать сходила.((( Правильно говорят, что простота похуже воровства будет.

И мечта тухловатая - фонтаны...
Автор как бы намекает читателю, что людям подобного уровня и склада уж и помечтать больше не о чем, как только о какой-нибудь мелочевке (наверное, раньше стеклопакетами грезила)

Неужели рядом с нами живут люди, для которых всё НАСТОЛЬКО просто? Да само собой, живут. Но как-то уговариваешь себя, что они где-то далеко-далеко, а они близко. И не только в деревне, везде.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 16:16:58

видимо, герои получились настолько из жизни, реальные, что обсуждаем не рассказ, а героев - и это уже хорошо. Мне вот тоже хочется о них поговорить... В частности, о Галине, конечно. Простой вывод напрашивается: испортила она жизнь мужику. Причем в ее рассказе об аборте даже какая-то гордость выпирает - наказала... Лишила, видишь ли, ребенка, плохого папы. А то, что походя и жизни лишила - это даже и не заметила. Себя оправдывает она везде и всегда - начиная с той самой ночи в бани. Хотя и говорится о том, что прощения просила - но все-таки видно, что саму себя и обвинять особенно не в чем - "ну вот так получилось". ЧТо же, в жизни действительно бывает многое. Плохо другое - что испортив одну жизнь и загубив другую - собственного ребенка, героиня не чувствует никакой вины, а скорее некую ностальгию - и все ту же гордыню: из-за нее спился.
Я не согласна с Ириной, что не бывает - из-за женщины. Знаю подобный случай. Любил сильно, измену простил, а забыть не смог.
А насчет "не суди"... Для того и пишем, и читаем, мне кажется, чтобы судить можно было грех, а не грешника - не реального человека, а вот такие поступки, делать какие-то выводы. Открытой морали здесь нет - каждый может распорядиться материалом так, как захочет - и это тоже плюс автору.

Из замечаний чисто технических. Не поняла перехода между "А еще недавно он ходил по двору..." и следующим предложением "По всей деревне только и слышалось – Сашка-то с Галькой какая пара будут..."
Тут какой-то скачок временной произошел, из-за чего мне пришлось перечитывать дважды, чтобы понять - речь идет уже о прошлом.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 16:54:08

Продолжаем эту интереснейшую дискуссии. Насчет того, что "судить можно было грех, а не грешника - не реального человека, а вот такие поступки, делать какие-то выводы" - поддерживаю Галину. А вот насчет того "испортила она жизнь мужику" - не согласна, ну не надо делать из тряпки жертву, пардон за резкость. Насчет неё - все понятно. Насчет него - да сопли это всё пьяные и не более. Алкоголизм - это тоже грех, потому что это убийство самого себя, медленно только. И никакие стервы-бабы этому не оправдание. И ребенка он с первого раза признавать не хотел, потому что пьяный был, только и всего. Проспался, опомнился, а она уж от ребеночка избавилась. Она ясно дело не ангел, но и он тоже, в меньшей степени, но тоже "хорош". Алкоголиком нельзя стать из-за потерянной любви, в запой уйти можно, но пить потом всю жизнь только из-за этого - так не бывает. Хронически пьют из-за какой-то общей потерянности, так сказать из-за комплекса причин. От одиночества, ненужности, потери самоуважения, просто потому что, когда выпил всё вокруг не таким тошным кажется, а чаще из-за банального - привычка переросшая в болезнь. И какая-то там история двадцатилетней давности, какой бы трагической она ни была, - ну, неправда это, алкоголики врут, когда говорят, что из-за чего-то подобного, на жалость давят - они в этом мастера, как и наркоманы, кстати, тоже. Да от него не осталось уже ничего, какая любовь... Не можешь забыть - помни, только человеком-то при этом оставайся, благо преданная женщина рядом. Нечего его жалеть. Не тот это случай.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 17:47:30

И кстати, они могли пожениться. Если бы он в тот вечер пьяным не был. И даже если бы он выказал ей подозрение насчет того, что, может, не от меня, но при этом, сказал, что я на тебе всё равно женюсь от кого бы ни был, не побежала бы она на аборт. Врёт она, когда говорит ему, что мол, из-за того избавилась, что ты его еще не родившегося не признаешь своим. Не из-за этого, а из-за того, что подумала, что не женится, и ей - позор на всю деревню и быть матерью одиночкой. А не будь этого случая, поженились бы. Союз бы получился "шикарный", он бы пил все равно, поскольку уже его алкоголизм в молодости подкашивать начал, а она бы гуляла по-тихому, пока молода, потому что какие уж с алкоголиком любовные утехи... Вытаскивать его из алкогольной бездны она бы даже пытаться не стала, как пыталась жена героя. Вот так бы и прожили жизнь. Может, он бы подольше прожил, а может, и нет. В любом случае мрак беспросветный...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 17:54:40

Согласна, Ирина, что и герой - не белый и пушистый. Но вот с этим: "Алкоголиком нельзя стать из-за потерянной любви, в запой уйти можно, но пить потом всю жизнь только из-за этого - так не бывает". Нет, Ирин, у слабых людей так все-таки бывает - я видела лично примеры, когда все у человека замечательно, а вот это женское предательство как гвоздь в сердце. То ничего-ничего, а то - опять. А потом - конечно, уже болезнь. И слабость души.
Другое дело, Вы правы, что он стал алкологиком бы и если бы поженились. Периодически бы напивался, вспоминал ей все грехи. А причина все равно была бы та же. Да, наследственность. Да, слабость. А все-таки влияем мы на жизнь других своими поступками. И она повлияла. И при наследственности, и при слабой воли - мог и не запить в счастливом браке. Мог.
А она - да, гуляла бы. Я даже думала, пока читала - сейчас поженятся, а потом она опять так скромненько - "ой, ну получилось вот так... друг в баню повел... бывает..."
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 18:24:40

Галина, это тема очень сложная и болезненная для нашего общества. Ведь рядом с героем была женщина, которая за него боролась, как уж могла. Но не смогла... Думаете, потому что он её не любил... Может быть, не знаю... В 90-е многие мужчины, потерявшие работу, начали спиваться из-за бедности, потерянности, от того, что не знали, что делать. И рядом с многими были верные, преданные женщины, их былые комсомольские подруги, нравственно чистые. Любить мало, чтобы спасти, наверное, надо быть еще при этом очень сильным человеком, но порой и этого недостаточно. Может, герой бы женился удачно, но ведь жизнь штука сложная, непредсказуемая, причина всегда найдется, а бутылка-то всегда рядом. Так что тоже не факт. Спасти себя можешь, только ты сам. Помочь да, могут, жена, друзья, родные. Но без желания человека спастись - чуда не произойдет. В общем, в Бога надо верить, наверное, и Бога бояться (чего ни у героини, ни о героя не было), а судьба, она ведь в любой момент может всё что угодно выкинуть, готов-то ко всему не будешь. Если для атеистов, то, наверное, верить в свое человеческое достоинство, в себя как человека и поэтому не давать себе скатиться до животного состояния. Они люди без стержня: героиня безнравственна, герой безволен...
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 20:00:41

Ирина, вот я себя умозрительно представляю атеистом...Какое человеческое достоинство?! "Бога нет, гуляй, Вася"))) Если все мы в итоге станем "удобрять нарциссы", не знаю, ради чего сохранять хоть что-то, достоинство-не достоинство. В детях тоже нет продолжения (это даже атеисты втайне понимают), потому что дети- другие люди, в них ты ничего не почувствуешь, только они почувствуют.
Отрывайся пока жив- если ты действительно атеист. Только действительно-атестов почти совсем нет. "Все лгут" и нащот атеизма тоже.
У Сашки уже не было самознания. Его мозг уже поврежден. Поэтому я и говорю: рассказ о Галине.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 20:35:35

Ирина, Вы во многом правы, но все гораздо сложнее. Сразу скажу, чтобы не было предмета для спора - я христианка, причем практикующая.
Знаю я очень верующих и хороших людей-алкоголиков. Объясните, что с ними? Веры не хватает? Или верить мало, нужна еще сила воли. Или дело в том, что все равно все мы люди - и веры нам не хватает, чтобы преодолеть себя?
Знаю и людей, которые были (и есть) полные атеисты. Их невозможно убедить, они знают, как им кажется, что Там - ничего нет. И при этом порядочнее людей я не знаю и среди верующих. Тут в чем дело? Да, они не последовательные атеисты, Саша права - ведь последовательным должны быть по барабану и совесть, и честь, и другие люди. Но, видимо, разум их не может или не хочет принимать Бога, а Бог, на самом деле, живет в их сердце, и заповеди в нем же написаны. На эту тему с увлечением читала Лидию Гинзбург ("Человек за письменным столом"), Лидию Чуковскую. Каждая из них пережила личную трагедию - что ТАм ничего нет, за что уцепиться? А какие жизни и судьбы? Саша права - откуда быть достоинству, ради чего? Но оно - есть, и это факт.
Да что там далеко ходить... есть у меня такие и очень близко.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 20:38:29

Вообще по-моему, атеистом быть гораздо страшнее. Я не знаю, за что они цепляются в этом мире.
Если возвращаться к героям - то у них-то все просто. Рефлексии - на минимуме. Мечта - кредит, поездка, ремонт. Собственно, этим и живут. И разве они одни?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 20:47:57

Ну как же, Саша. "Самое дорогое у человека -это жизнь, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за мелкое, подленькое прошлое..." - по памяти:). А жив ты будешь в памяти людской... Про тебя люди будут говорить, мол, он жизнь свою прожил честно, всегда по совести старался поступать, может, и ошибался когда, но подлецом не был. Гордитесь дети своим дедом! Ну а герои, вообще, навечно в памяти народной и наших сердцах... Это смотря как понимать слово "атеизм". Я в узком смысле - как неверие в Бога и загробную жизнь, а вера в то, что ты своими поступками на жизнь влияешь и ты за жизнь в ответе, ты своей жизнью жизнь делаешь. Как в старом добром фильме "Не бойся, я с тобой" - "бессмертью жизни жизнь отдай свою..." Тебя не будет - но жизнь продолжится. А если понимать "атеизм" как вообще полное неверие во что бы то ни было, тогда - да, гуляй, Вася. Галина в своей более витиевата, Сашка проще. Но каким бы он ни был алкашом и тряпкой, это же, все-таки, человек, у него душа есть... И если бы так мозг себе не заливал, может, что-то из него бы и получилось хорошее, изначально-то добрый был парень... Но увы...
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 21:03:30

"А жив ты будешь в памяти людской... "

Ирина:) Какая разница, какой я буду в чьей-то памяти. Мне все равно, если меня не будет.
)) Это совершенно неважно, если я - прах... Пусть жизнь сколько угодно продолжается, мне нет до нее дела, если меня едят черви.
Только любая душа ощущает себя бессмертной. Потому мы так и стараемся. Даже те из нас, кто атеисты)))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 21:06:09

Галина, да я и не спорю тоже. Ну, наверное, в героях почему-то вообще нечего изначально не заложено, в них веры нет ни во что. Хотя в случае героини - тут по-моему закладывай-не закладывай - бесполезно, натура такая. Хотя ведь мы её жизни-то от самого начала не знаем, может, и мать её не слишком принципиальная в моральных вопросах, главное - чтобы перед соседями все шито-крыто. А Сашка, он как подросток, мальчик девочку любил, девочка нехорошо поступила, предала. А его все равно к этой девочке тянет - ну что делать, советчика какого-то вменяемого, видимо, рядом нет, а куда со своими сомнениями - только к бутылке... Ему там вначале и двадцати, наверное, нет. Что-то я себе сейчас картинку дорисую, мне его самой жалко станет, наверное :). А потом девочка их ребенка общего убила - вообще шок полный, опять же никого вменяемого рядом - опять бутылка, ну и т.д. Папаша его, если есть, наверное, сам в это время где-то зашибает, а мамаша в хозяйственных заботах и расстройствах по поводу "зашибания" папаши или ей уже наплевать на всё, друзья такие же, как он, пьяные полудурки. Вывод - Сашку погубила не только Галька, но еще и отсутствие нормальной среды. Эх, грустно...
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 21:09:37

Саш, ну для вас может и неважно, для многих важно было, ну раньше по крайней мере...:) Наверное, главное - чтобы было хоть что-то, что беспрекословно важно. Тогда, как вы сами говорите, не будет вот такой преступной простоты...
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 21:16:10

Ирина, "преступной простоты" не будет, если люди будут знать Бога, и больше никогда. Представляя себя в роли Галины: почему мне не убить этого ребенка? Я его не знаю. Он для меня никто, я могу любить лишь того, кто мне так или иначе знаком. Кого не знаю, могу любить только ради Бога (ради Того, кто его знает и создал), иного повода для любви нет. Гуманизм без любви - ноль.
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 21:22:47

Бог тоже в известной степени "Эгоист" - помогает нам, потому что любит, потому что не мыслит Своей жизни без нас.
"Не жертвы прошу, но милости" - не я придумала. А социум постоянно требует жертвы. А не милости (любви).
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 21:23:25

Галина, а насчет верующих алкоголиков, мне кажется, это несколько иная история, и может, Сашка в конечном итоге-то и хотел пить перестать, только уже поздно было. Да и в Бога-то, наверное, можно верить и при этом за себя не бороться, или бороться, но не суметь победить - но в таком случае все равно, как говорится "он прощает уже за попытку". Но Сашка-то ведь так ничего и не понял ни про Галю, ни про себя, ни про жизнь... Может, он медикаментозно и пробовал бороться, но не понимал ради чего...
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 21:38:31

Без веры чего бояться- в тюрьму за нерожденную жертву убийства не сажают, даже не осуждают как на западе, где с большим пониманием относятся к тем женщинам, которые отдают своих детей на усыновление. У нас лучше уничтожить, чем другим отдать...
Последняя правка: ноября 08, 2012, 20:17:53 пользователем manager  
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 22:10:19

У деревенских первобытный эгоцентризм силён, они с дества приучены думать только о своей корове, и о своем участке - что за гранью моего забора- то хоть огнем гори. Это и есть та внутренняя деревенщина, которую "не вывезешь из девушки". Какое там "жутко" - моя хата скраю, ничего не знаю. По-настоящему страшно то, что у нас больше половины страны такие.
Последняя правка: ноября 08, 2012, 20:45:47 пользователем manager  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 22:21:27

Совести у Галины нет, вся завралась, и себе, и другим. Повторяться начинаю, поэтому заканчиваю. Интенсивное обсуждение получилось...:)
Последняя правка: ноября 08, 2012, 20:46:34 пользователем manager  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср ноября 07, 2012, 22:31:13

Ну вот, Саш, а получается, что Галина за своё "плохое" не расплатилась, совесть её не мучает, спасается ложью, какая там вера, все детские сказки забыла. Вот так многие и спасаются ложью. Ну и Бог им, как говорится, судья.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Чт ноября 08, 2012, 16:09:56

"Сашка-то ведь так ничего и не понял ни про Галю, ни про себя, ни про жизнь...": мне поначалу показалось, что и Галя ничего не поняла.
А потом стало ясно, что она не только давно всё поняла и про себя, и про Сашку, и про жизнь, но и лжёт, сама себе подсовывая сентиментальную сказочку про "загубленное счастье", только ради того, чтобы перед собой оправдаться, да не выходит у неё.
Не уверена, что стеклопакеты, ремонты и мечты о Петергофе её утешают, мне кажется, что это скорее притворство, мол, всё равно у меня сложилось не хуже чем у других. Автор не дала никаких "телесных реакций" героини - ни вздоха, ни взгляда, только монолог, но, поскольку персонаж получился такой живой и всем знакомый по типажу, вполне возможно предположить, что на эти свои стеклопакеты и календарь с фонтанами Галя смотрит с тоскливой неудовлетворенностью, не греет эту женщину ничего, и не может согреть, пусто у неё внутри, мёртво без раскаяния.
Может ли такой человек раскаяться, измениться? Вот об этом хочется задуматься. Только ради этого, может быть, и стоило браться за такой рассказ.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт ноября 16, 2012, 01:31:04

Дорогие участники дискуссии, что-то у меня этот рассказ из головы не выходил и наша бурная дискуссия тоже, не могу с вами не поделиться так сказать назревшим и осознанным. Я кажется, поняла реакцию Наташи Баевой,и вспомнила себя несколько лет назад, вначале обучения в Литературном институте. Первое, что нам там сказали: "Пишите о том, что знаете, видели, пережили". Ну, я и начала выдавать истории из собственного опыта или опыта своих друзей, опыта у меня тогда было не много, как литературного, так и жизненного. Дать оценку, высказать своё отношение к увиденному, услышанному я не была тогда способна, и если даже старалась это сделать - то у меня получалось как-то наивно, неубедительно, я была еще слишком молодой и как автор, и как человек. В результате на семинаре, те, кто был близок мне по возрасту и, видимо, по социальному окружению, говорили, что я - молодец, такая честная, режу "правду-матку", а те, для кого мой опыт полностью расходился с их собственным (у нас семинар был разновозрастный, заочный) делали большие круглые глаза, мол, где эта с виду такая интеллигентная девочка, такой гадости набралась, и как такое вообще может быть, это куда же мы катимся, если то, что она описывает действительно имеет аналог в реальности. А я была действительно интеллигентной девочкой, но поскольку нам сказали, что надо писать о чем-то важном и больном, каких-то проблемах глубоких - я и стала стараться писать о том, что по-моему тогдашнему мнению составляло глубокую и важную проблему, основываясь на каких-то хорошо мне известных негативных историях. А таких историй в моем арсенале на самом-то деле было совсем немного, но поскольку я была настроена на "правду-матку", а четкого понимания того, чем отличается художественная реальность от реальной жизни еще сформировано не было, я выдавала нечто на грани чернухи. Я это всё говорю к тому, что очень многих начинающих авторов (в независимости от возраста), которые действительно решили всерьез заняться писательским делом объединяет одна общая черта - они непосредственны, то есть с ученической прилежностью пытаются "рисовать с натуры" как можно точнее. Создание художественной реальности, и даже своего особого авторского мира (ну это уже высший пилотаж) - дело будущего. Но и рисовать с натуры тоже можно очень талантливо, даже блестяще, что и продемонстрировала нам Ольга Шумкова в этом рассказе. Лично я, честно признаюсь, так здорово "рисовать с натуры" не умею, и, видимо, уже не научусь, но большинство из нас начинают именно с этого, кто-то оттачивает своё мастерство до блеска, кто-то научившись хоть чему-то, начинает искать себя в разных, наиболее близких ему литературных формах, сосредотачивается на четкости идеи произведения и пр. Возвращаясь к рассказу Ольги, скажу еще раз, что это действительно талантливо,поэтому и дискуссия такая бурная возникла, но списано, конечно же, "с натуры", фантазии здесь нет в принципе, если только по самому минимуму, эти люди получились настолько живыми, поскольку они - не прототипы, а именно живые люди, которых автору удалось так талантливо, так точно запечатлеть. А помещение в раздел "Былое и люди" - это прямо в точку.
Последняя правка: ноября 16, 2012, 01:46:37 пользователем manager  
Лариса Петровичева

Тула
Комментарий
Дата : Пт ноября 16, 2012, 21:13:05

Все равно бы он пил. Только виноват был бы кто-то еще. Жену жалко, которая с ним жизнь прожила и ничего хорошего не видела.
Галина тоже тот еще подарочек. Быстро с ребенком разобралась. Причем с первым ребенком. И ни угрызений совести, ничего.
Сильный рассказ. Цепляет.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт ноября 16, 2012, 21:36:33

ну вот и я, как и Ирина, никак не могу успокоиться))) но откуда все знают, что "все равно бы пил"? сослагательное наклонение в будущем) Никто не знает и знать не может, как влияют близкие люди на нас - и в какой пропорции находятся между собой генетическая заданность, социальная среда и т.п. Есть люди - хранители других, есть - разрушители. Это не снимает, естественно, ни личную ответственность, ни врожденную предрасположенность. Но и отрицать это влияние нельзя. Простой пример - один и тот же мужчина по-разному ведет себя с разными женщинами (к примеру, первой и второй женой). Или другой, простой пример. Предположим, жена сагитировала учиться, вырос, бизнес, пить некогда, дела. А другая бы - требовала денег, шоферил бы и пил вечерами. А третья изменяла бы - запил еще скорее.
Да, можно сколько угодно говорить про слабых мужчин, но если даже "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется" - то как может отозваться измена, жестокий аборт - первый неудачный опыт? Первая любимая девушка... и такой обвал. На всю жизнь отпечаток.
Так что, может пил бы, может и не пил. Нам не дано предугадать...
Лариса Петровичева

Тула
Комментарий
Дата : Пт ноября 16, 2012, 22:33:47

Вот тут и идет речь о личной ответственности, которой у данного персонажа нет. И любовь ему досталась под стать, и оба по-своему наказаны. А обвал и отпечаток на всю жизнь... в данном случае вспоминается эпизод у Тургенева: меня так в детстве вывихнули - но ты уже взрослый, возьми да и ввихни себя обратно. Так и тут. Если всю жизнь себя жалеть и оглядываться на первые неудачные опыты, то это не дело, особенно для мужчины. Легко перекладывать ответственность на близких и первых любовей, а надо самому человеком быть.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 17, 2012, 00:03:29

Лариса, я была раньше столь же категорична) но чем дальше, тем больше понимаешь, что есть вещи в себе, с которыми справиться трудно. Алкоголизм - та же душевная болезнь, как и другие, просто она заметнее и отвратительнее, чем те, которые в нас спрятаны, такой же грех. Думаю, каждый знает такой свой грех, который никак не исправить годами - и личная ответственность, и чувство воли - ничего не помогает. И тоже виним других, которые нас не понимают и не могут помочь.
И, если эта болезнь отвратительна и непонятна нам, кто ею не болен - то понятны и знакомы другие, свои.
Да и силы воли у всех по-разному от рождения отмерено. Сама очень люблю осуждать - признаюсь честно. Но что касается этого рассказа - тут совершенно ясны причина и следствие. И автор, по-моему, их не скрывает. Так вот, в рамках заданной автором декорации причина-следствие, мне гораздо больше жаль героя. Вот и все. Хотя алкоголиков не выношу...
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 17, 2012, 00:07:35

а потом, что значит - особенно для мужчины? Мужчины гораздо слабее душевно, и хуже выносят предательство, разочарование, душевную боль... стереотип "мужчина-обязан", по-моему, плохо работает, особенно когда в наше время чисто социально мужчина обязан не больше и не меньше женщины. Социальные причины - тоже причины. Кто-то вытащит себя за волосы, кого-то достаточно чуть подтолкнуть. Я говорю только о том, что этому слабому человеку не повезло - и своих сил нет, и подтолкнули. Но тот, кто подтолкнул - все равно отвечает. А ведь могли и не толкнуть... я только про это...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 17, 2012, 00:47:57

Совершенно согласна с Галей. Категоричность, особенно для женщины - это не дело))) И еще - в реальной жизни все друг с другом связаны гораздо больше, чем мы можем предположить и ощутить.
Лариса Петровичева

Тула
Комментарий
Дата : Сб ноября 17, 2012, 07:09:12

Ого! Мужчины стали слабым полом? Интересно... Впрочем, ладно, умолкаю: мое лыко тут явно не в строку.
Лариса Петровичева

Тула
Комментарий
Дата : Сб ноября 17, 2012, 09:10:53

И напоследок, дамы: давайте не будем переходить на личности. Если мое мнение по поводу персонажей рассказа - сильного, хорошего рассказа - не сходится с вашим, то это не повод меня обвинять в категоричности, хотя на четвертом десятке я таки имею на нее право.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб ноября 17, 2012, 12:14:39

Лариса... посмотрите, пожалуйста, историю "ветки"... Мы здесь все категоричные, с правами, над этим - смеёмся и плачем))) Это у нас не обвинение, это всеобщие здешние грабли)))
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 17, 2012, 12:39:08

Лариса, дорогая, да Вы что - какие личности? Мы сцепляемся в спорах на каждой ветке - и при этом все друг друга уважаем, обсуждаем исключительно текст или наше отношение к тексту - об этом Наташа и говорит, про категоричность. А если ветку действительно внимательно пробежите - то увидите, что у Вашей позиции гораздо больше сторонников, этого алкоголика, кажется, только я и пыталась оправдать...
Так что, Бога ради, не обижайтесь. Здесь настолько доброжелательная атмосфера, нигде такой не встречала. Все готовы спорить, принимать критику и при этом заниматься творчеством, а не сварами. Редкостный сайт - молюсь, чтобы это сохранилось.
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Вт мая 28, 2013, 20:52:50

Рассказ мне понравился. Язык очень плавный и доверительный, так представляешь себе бабенку с "былиной" во взоре, напевный голос... Сидит, подперши голову рукою... пальчиком водит по скатерти... может, сами собеседницы чуть подпивши... все так "народно"... И вдруг: город, учеба, практика в гинекологии... И вдруг: наркоз ХОРОШИЙ, КАК НИЧЕГО И НЕ БЫЛО!

И финал отличный, не хуже: а теперь смотри, он спился и помер, а у меня - стеклопакеты!!!

И получается, что это о мещанке рассказ, для которой ничего святого с ранней юности не было! Осудила, видишь, жену за то, что та выла и на гроб кидалась. А сама, небось, фонтанов не видала.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте