Заказать третий номер








Просмотров: 2186
21 августа 2012 года

 

Жалко я не либертен

 

Взрослеешь. Всё больше разбираешься в мелочах,

Всё меньше романтически рвешься уйти,

Всё меньше драматургии, что сгоряча;

Всё меньше и гордости, что живешь.

 

Всё легче смеёшься, уворачиваясь от уныния,

Пытаешься не судить, но всё ещё страшно

Себя самого обнаружить однажды в рутине, - ты

Всё больше боишься посредственности, ибо близок.

 

Взрослеешь. И потому что кажется, что сдаешься,

В полифонии эмоций пытаешься переорать, - 

Как будто вдруг успокоившись – твое настоящее не вернётся,

И сам не расслышишь себя среди серой песни.

 

Взрослел. И пласты понимания тоньше разоблачал

Твой мозг – расслоившийся ломтик Наполеона;

Ты рос или перепрятывал свою печаль?

 

Ах, Маленький Мук,

начинай всё сначала и думай сердцем.

 

Солнце

Девочка в белых носочках

Гуляла по темному газону,

Она измазала глазки

Грязной повседневной речью.

Она утопила свою шутку 

В просроченных чувствах 

И повторениях.

 

С людьми приключалось напряжение,

Полет их казался недалёким и хрупким;

А у неё не получалось лечь и

Двигаться в мировой коляске

Чтоб это было синхронно

С людьми и летчиком 

Между бровями.

 

Её голова подсказывала ей,

Наклоняясь набок,

Как надо поступить в тот или иной момент,

Но в голове преобладала ария лишних.

Так что было ничего не расслышать.

 

Девочка перед сном просила

Мудрого для себя летчика,

Но зависть к таланту ближнего – 

Всё равно что ревность к Богу:

Что поделать: только идти и отомстить папе.

 

И пол дымился: грязно, грязно;

Из уха выливалась непереваривающаяся музыка,

Оглохнуть от ужаса или

Сломать глазами препятствия:

Чтобы попасть в вечность,

Надо заложить свою жизнь!

 

Сердце взмолилось золотой рыбиной:

 - Не погуби, но загадывай! -

Она поверила 

И вновь отправилась 

Осликом за морковкой.

(Чтобы не гнить по диагонали

И не произносить тысячу раз 

Сказанных и потрепанных словишек. )

 

- Ты хочешь летать лучше,

Тебе хочется белых и голубых городов! –

Шипел чернеющий чулок, -

А это, знаешь ли - солнцепредательство!

- Да, да! – орали чернята!

Интереснее жить ради глупой идеи!

Вориха, ворунья в белых носках!

 

В холодильнике варилась смерть, 

И жужжал, отдышавшись, мотор,

Она нюхала цвет неба и

Понимала: вечер,

И кто – то курил спокойные облака.

Нервы укутывались в дремоту.

 

 

Упрямые вещи

 

Принимайся за разум, ты всех их сделаешь,

Эта зима скоро вскроется, вырвется голубым раствором:

Анатомируй свободу, пошли все внешнее,

освобождений нет, - перемены и есть опора.

 

Принимайся за волю, - она скоро вырастет,

Это декретный отпуск; не верь, что тебя закрыли.

Воля  - когда без стыда можно вынести,

а я ненавижу терпеть. Я стесняюсь этих усилий.

 

Принимаясь за тайну, - просто нет выбора,

Черный отрывок, рывок - и уже не лжем;

Боже, пошли мне вождя, пусть выгонит!

вождь не будет любовь, - все равно пойду за вождем.

 

***

На дереве расцвели глаза,

Солнце открыло рот и орет,

Рожает весну. Честно сказать,-

Все, что не пейзаж - фальшь.

 

На календаре - Дама Червей,-

Размораживает мозги

У людей. Как земля червей,-

Будто птицам - фарш.

 

Солнце орет,

луна поет,

Звезды стучат -

это черт зачат?

или время начать?..

 

А глаза висят:

не мир - а взгляд.

Глаза - как очаг,

Весна - как рычаг,

Точка опоры -

зрачок -  червячок...

 

Я хохочу,  а они висят.

Либо взлечу,  либо съедят.

 

 

Всё, что мне известно, или Как правильно умирать

 

Окружающие – это те, кто стаскивает с тебя концентрацию,

Те, кто колдует тебя архиразным

Толкованием Евангелие...

Ты – духовное животное, блеск зрачков в темноте,-

Ярость маленьких Я за стеклом дисциплины,

Чертовы инстинкты, мысли, тело (что болит и хочет не чувствовать),

Всё это: волочить по улицам существования

Города Жить.

Стоп - стоп, не надо засовывать меня в Смирение,

В Христианство, в Замужество, в Преждевременное самоубийство,

Даже если придется сидеть и не двигаться - смотреть на себя сверху,

Выйдя из тела, подниматься, уничтожая себя масштабом, -

И тут добиться: Моей Воли Нет.

Даже если

Придется убедиться, что действуешь самостоятельно

(Что тобой не руководят скрытые психологические механизмы)

И делать всё, чего боишься,- брезгливо иль ненавистно, -

Так я хочу свободы и так я всегда противоположность себя,

Все равно: Моей Воли Нет.

Ты – это твое эстетическое сочувствие. – Всё, что мне известно про Существование.

 

Ты – узник: постоянные поиски чтобы бессмысленность легче усваивалась,

Постоянно нагонять на себя вдохновение:

Все должно выкрашиваться ответом в зоне вопроса.

Я не кидаюсь в общение, не исхожусь очарованием

(Больше не верю в то, что там можно найти абсолют),

Не склонна к одержимости (по состоянию таланта) -

(Жаль, а что делать), штрихозаврики затравленного художника

Не могут, однако, угомонить мое эго.

 

Ночь сдается и голубеет. Полчетвертого.

Два минуса есть у лета: пьянь жары и призракоподобные насекомые.

Жук забрался в кровать, каково!

Утро. Начинается армия бреда. Прощай, сосредоточенность ночи.

Начинаются дни без начинки. Без фиксированных духовных открытий.

Жить – отказываться от фальши. Записываю:

Уворачиваться от поглаживаний так же, как от уколов.

То есть нельзя замечать восхищения, в конце концов ведь,

Человек так грубеет, что внутренне видит только плюс и минус:

Себе от внешнего мира.

О, ни то, ни другое неправда. Либо нравиться, либо знать.

Я шла двумя путями и сравнивала их.

 

Записываю. Страх смерти на всех уровнях:

 1. Кто - то боится смерти и ест,

 2. Кто - то боится смерти и размножается,

 3. Чем выше уровень – тем выше страх,

 4. Дух боится смерти духовно,

 5. Сверхдух не боится смерти, он уже умер.

 6. «Бог умер»?

 7. Это уже Бог.

 

Утро. Мякоть постели. Во мне расцветают фильмы.

Тупик – это гомосексуальная связь. Засыпаю.

Вязкая любовь глупой женщины, которая зовет гнить как все,

Сплю. Бродить по дворцу Ипотечного банка. Конторкина канарейка...

...Встать и попить воды!

 ...Укутаться в женщину, в ее мягкий хаос...

 Заставить свои математические мозги танцевать…

 Изнанки нигде не найти. Разочарованный дышит тихо.

 Душа - самоубийца,- влюбленная в мир душа.

 Несколько тысяч смыслов назад, - в детстве…

 Маленькие энергетические мухи летают. Сон.

 

 Во мне чихает маленький человечек.

 

фото Лу Карапетян

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт августа 24, 2012, 14:19:35

"Заставить свои математические мозги танцевать…" :) Очень необычная подборка. Лирическая героиня - лирический аналитик. Оказывается аналитика тоже может быть лиричной:). Вообще, молодой, пытливый ум - это очень обаятельно и красиво. Одухотворенный интеллектуализм - во завернула, но по моему ощущению это именно так. Спасибо.
Саша Резина

Москва
Комментарий
Дата : Пт августа 24, 2012, 21:51:37

Долго думала, оставлять ли комментарий. Но раз "задело" настолько, что собственно - думала- значит, наверное, стОит высказаться. Мысли интересные, даже очень - в частности, для меня, "набившей" глаз и слух на такое вот стихоплетение, ведь я сама балуюсь буквами!)) Но они- интересные мысли- настолько неудобоваримо здесь представлены, что невольно приходишь к выводу: сие будет читать только заинтересованный.(причастный к лит.процессу))
К тому же, отказ от рифм всегда наталкивает меня на предательскую и навязчивую мысль, что автор рифмовать не умеет( Нет, я не утверждаю! Просто ничего не могу с собой поделать...((( Даже если бы сам Пушкин, не убедив меня предварительно в своем рифмо-профессионализме, сразу стал бы белостишить, я бы и его заподозрила в дилетантстве:(
К чему я все это. Стихи - данные стихи- будут "жалить" лишь тех, кто Хочет в них разобраться. А хотеть будут только другие паеты, увы, но против правды не попрешь. Никогда(!) нелитератор в это вчитываться не станет. Некритик, не фанат альтернативной паезьи. Быть "ближе к народу" не унизительно, а естественно для писателя. Не устаю повторять. Хотя и сама "грешна")) Была)) Наверно все через это проходят: "сначала я играл плохо и просто, потом плохо и сложно, потом хорошо и сложно. А когда понял, что надо играть хорошо и просто, уже пора было уходить"(с)- эту цитату футболиста мне подсказали недавно, в тему было, и по-моему, она как нельзя лучше иллюстрирует мое мнение.

Наталья, мне кажется, Вы очень талантливы! Но ищите подступы к читателю, он того достоин :) Уверена, что когда найдете, еще "не пора будет уходить" :)
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб августа 25, 2012, 13:48:27

Иногда очень хочется... и причастных к процессу чем-то... порадовать. :))Наталья, спасибо большое за эту возможность.

Это очень интересная работа (воспринимаю её целостно, как единое творческое "высказывание", а не как подборку стихотворений).

Для меня это - своеобразный "автопортрет", и слова, и их сплетения здесь - как мимика и жесты, я их вижу, вижу образ человека, и кстати, он собирательный.

Сначала я подумала: вот, наверное, если можно было бы сделать речевую (и - идейную) характеристику человека XXI века, то вот - так. Типичный, показалось, представитель "нового" человека получился: сложносочиненный, сложномыслящий, с большим "объемом памяти", со сложными реакциями и ассоциациями, всё сознание перепрошито "общемировым опытом"...

Но позже поняла, что ошиблась в хронологии: перед нами всё-таки - "автопортрет" человека именно XX века, дошедшего до миллениума, донесшего до миллениума весь свой философский багаж...

Багаж этот - как чемодан без ручки: и жить, и дальше идти не помогает (и даже мешает), и бросить невозможно: сокровище, выработанное человеческой мыслью за 20 веков и почти переваренное, усвоенное (местами чудаковато, но в этом и прелесть), (вос)принятое, наконец, самим нашим собирательным человеком... :))

Я вполне серьёзно утверждаю, что здесь есть о чём задуматься не только литераторам и "альтернативщикам", но и - историкам, психологам и социологам. Квинтэссенция "человека прошедшего". Я сама к этому подвиду, видимо, отношусь...
Последняя правка: августа 25, 2012, 13:58:40 пользователем Екатерина Злобина  
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пн августа 27, 2012, 19:34:32

Очень интересно, но стихами мне, почему-то, трудно это назвать; перед нами, скорее, какой-то синтетический жанр, сплав стихотворной и декламационной речи, что-то, более близкое театральной "вселенной". Наверняка, это может быть отличным актерским монологом для мини-пьесы.

Понравилось. Думаю, что еще больше понравилось бы - слушать исполнение.

Но некоторые моменты мне всё-таки хотелось бы для себя прояснить:
-"ария лишних" - если я не ошибаюсь, ария - это для одного исполнителя музыкальный эпизод;
- "Девочка перед сном просила/Мудрого для себя летчика,/Но зависть к таланту ближнего – /Всё равно что ревность к Богу..." - я не совсем поняла, как связаны по смыслу две первые с двумя последними строками этого отрывка. Не смогла расшифровать, и буду очень благодарна за помощь, мне действительно интересно.
- "Те, кто колдует тебя архиразным /Толкованием Евангелие" - здесь, мне кажется, падежная форма возможна и более правильна - Евангелия.

Кстати, Наталья и рифмованные стихи здесь представила - "Упрямые вещи", "На дереве расцвели глаза..." Умеет в рифму. :))

Именно "На дереве" меня поразило больше всего: точные и ошеломительные образы, обостренное, "голое" чувство весны.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт августа 28, 2012, 03:54:56

А мне как раз стихи показались совсем не литературными, и в данном случае это подкупает!

"интересные мысли настолько неудобоваримо здесь представлены, что невольно приходишь к выводу: сие будет читать только заинтересованный.(причастный к лит.процессу))"
Саш, мне кажется, что "причастный к литпроцессу" настолько привык к "удобоваримо" представленным мыслям, что может и не заинтересоваться этими произведениями)) Тут нужен свежий взгляд, и в этом смысле Наталья гораздо ближе "к народу", чем мы с вами. Это стихи не поэта (в общепринятом смысле), а, скорее, артиста и философа. Темперамент, напряженность всматривания в мир, в себя, артикулированность, звучность, ритм - все это так здорово, свежо и радостно! Тут нет прямолинейности, есть некая анархия - оттого может показаться, что с техникой проблемы. Они, может, и есть, но в целом - это тот случай, когда НЕ ТЕХНИКА может стать художественным приемом.

)) Почему-то вспомнилось, как на занятиях по джазу нас наставлял Даниил Борисович Крамер. Он говорил, что концерт нужно всегда начинать с бойкой техничной вещи - так вы завоюете кредит доверия публики. Людям кажется, что быстро шлепать по клавишам - самое трудное, в то время как сыграть тихую лирику гораздо сложнее. Так у нас и с рифмами, похоже, дело обстоит. А ведь можно рифмой пользоваться - чуть-чуть, и в сочетании с хорошим чувством ритма это даст потрясающий эффект. Если при этом есть что сказать, конечно. У Натальи все это есть, и если она будет все внимательней всматриваться в вещи и при этом продолжит писать стихи, у нее все само придет в равновесие, которого, может быть, пока не хватает.

P.S. Что еще приходит на ум относительно этих стихов - амплитуда хорошая. Так что... насчет равновесия тут еще надо подумать))
Последняя правка: августа 28, 2012, 04:01:41 пользователем Наталья Баева  
Анвар Бабаханов

Москва
Комментарий
Дата : Чт августа 30, 2012, 22:19:02

Я читал подборку очень медленно. Так, будто мне прописали лекарство. По одному стихотворению в день. Сразу почувствовал,что большее количество может иметь побочные эффекты. Да и такой темп всё равно показался слишком спешным. Тут говорили о целевой аудитории, рифмах и размерах, а по мне, так было бы, что сказать художнику, а рамки найдутся. Да и, читая стихотворения, у меня не возникло ощущения, что чего-то не хватает. Всё есть. Наталья Клюс смотрит на этот мир, не пытаясь быть приятной и понятной, а просто делает один шаг к осмыслению своей жизни. Сам этот шаг - уже акт творчества, но поэт даёт нам впридачу великолепные стихи с красивыми метафорами. Я не могу похвастаться большим умом. Скорее, у меня умишко. Но и меня Наталья заставляет думать и, думая, делать движение к пониманию окружающей меня реальности.
А что ещё вы хотите от художника? Мне этого более, чем достаточно.
Последняя правка: августа 30, 2012, 22:32:51 пользователем manager  

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте