СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2187
10 июня 2012 года
Передо мной лежат две книги: роман Александра Терехова «Немцы» и книга архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Открываю их, чтобы посмотреть тираж. Итак. «Немцы» выпущены тиражом 7 тысяч экземпляров. «Несвятые святые» - четвертое издание, тираж 300 тысяч экземпляров. Совсем недавно роман Александра Терехова получил отечественную литературную премию «Национальный бестселлер». Книга отца Тихона была в шорт-листе премии, но ее, разумеется, не получила. Почему же «разумеется»? Да потому, что ожидать обратного было бы наивно. «Несвятые святые» сейчас, к примеру, в шорт-листе другой премии, «Большая книга». Получит ли она ее? Может быть, какое-нибудь третье место со скрипом и дадут. Хотя вряд ли… Ведь у тех, кто у нас премии обычно раздает, отец Тихон часто проходит по разряду «мракобесов», «православных фундаменталистов» и вообще «пособников тоталитарного и кровавого режима». Так что никакого парадокса нет, все правильно: премию с говорящим названием «Национальный бестселлер» не получила книга, которая, мне кажется, стала чуть не самой продаваемой из, скажем так, «серьезной» литературы за последние годы, многие и многие. Когда нормальный тираж у нас 3 тысячи, да и тот часто пылится на складах или валяется на дешевых уличных развалах, работа отца Тихона вышла общим тиражом уже более 600 тысяч (в цифрах я, конечно, могу ошибиться). Причем это, судя по всему, не предел для нее. Ну, ладно. Получила книга премию или нет, не так важно, от нее не убудет.
***
Тут, мне кажется, другое интересно. То, что книга стала не только культурным, но и общественным феноменом. И опять – по-разному к этому относятся. Скажем, я набрал в поисковой системе название книги и читаю отзывы. Они, что и говорить, самые противоречивые. Одни, как водится, ругают. Другие, понятное дело, защищают и хвалят. У первых много комментариев в духе: «поповское мракобесие», «православный елей» и, конечно – куда сейчас в Интернете без этого! – «унылое говно». У вторых таких ярких, формульных отзывов не встречал, все больше попадались развернутые. Я бы, может, и хотел пристроиться где-то между этими позициями – объективности ради и взвешенности для. Но не получается. Все равно – тянет ко второй группе. А как иначе, если книга мне тоже понравилась? Но я о другом начал говорить – об удивительном внимании к «Несвятым святым». Хвалят, ругают – книга внимание привлекла. Вообще, много ли у нас за последнее время было книг, которые вызывали бурные дискуссии? А особенно среди тех книг, которые – я хочу это подчеркнуть – по духу своему национальные? Отец Тихон «глубоко копнул» - в том смысле, что на страницах книги у него те, кто давно на них не был. Священники, подвижники, энтузиасты, религиозные деятели, по счастью, не ушедшие из нашего общества, из нашего быта – из нашей земли. Не люблю пафос, но так и тянет сказать – наши национальные герои: тихие, незаметные, но – герои. Которые и делом помогут, и словом добрым поддержат. Конечно, вспомнить можно многое, что-то наверняка было, не могло не быть. Но так масштабно, так массово – не было, по-моему. И чтобы сотням тысяч читателей все это пришлось по душе!
***
Кстати, о читателях. Раздаются упреки такие: что ж удивляться, мол, тиражам книги, если ее распространяют в том числе и через церковные лавки? Архимандрит Тихон – наместник Сретенского монастыря, руководит издательством, ему и карты в руки. Так, право, кто ж мешает писать то, что заслуживает внимание людей, эти лавки посещающих? Тут тоже могут завести песню: дескать, церкви и лавки посещают чуть ли не люди темные, в институтах и университетах не учившиеся, умной литературы не знающие – таким, надо думать, легко любой товар сбыть, если применить пресловутый «административный ресурс». Но работает ли этот «ресурс» против воли человека? Может быть, те, кто покупает, по такой книге просто истосковались? Они и сами могут разобраться, что им нравится, что по душе, а что нет. Отец Тихон не только «глубоко копнул», подняв на поверхность то, что отечественному читателю, я бы сказал, должно быть близко по крови, по исторической памяти. Все эти священники, подвижники, русские стрАннички, прекрасные национальные характеры – все это такое… наше, такое… родное… Автор ведь это все сделал доступным, понятным – так, чтобы дошло до людей, ударило в сердце (мозг в этом отношении не всегда надежный орган). И массовый читатель откликнулся, книга пошла «в народ». Пусть – ругают, пусть – хвалят так, что лучше бы ругали. Книга существует уже сама по себе.
***
Да, написаны «Несвятые святые» ясно и просто. С образами и характерами такими, что запоминаются. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и отец Рафаил запомнились мне, пожалуй, больше других. Первый – тем, как о нем пишет автор – для него отец Иоанн был наставником и примером на всю жизнь. Второй – своей жизнерадостностью, своей легкостью, своим юмором. Жаль, что погиб молодым.
***
Сила ли автора, сила ли того самого зова крови или исторической памяти, которая, хочешь или нет, но в нас сидит, но читаешь и невольно примериваешься на место того или иного персонажа. Задумываешься: а я бы так мог? Мог бы, бросив институт, перспективу стать известным, хорошо оплачиваемым, богемным кинематографистом и вообще все свои молодые интересы, уйти в монастырь? Нет, не мог бы. Или мог бы помогать людям – чужим, посторонним, неродным? Ох, как сложно ответить на такой вопрос, даже самому себе. Задумываешься, примериваешься… И тут проявляются едва заметные, но все-таки позывы брать хоть какой-то пример с этих людей. Как-то воспитывать себя, улучшать по мере слабых сил, поднимать себя… Тяжелая это работа, очень тяжелая. И можно понять, если она окончится неудачей. Но хотя бы позывы были, хотя бы на какие-то размышления книга натолкнула. Очень хорошо, что радиус ее воздействия оказался таким огромным. Тут снова маленькое размышление: не случайно это, наверное, не случайно. Значит, есть потребность у общества в такой книге – не тексте, не проекте, а книге. Значит, хочется из нее что-то тянуть, черпать силы, знания, веру. илл. с официального сайта книги архимандрита Тихона |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Cевастополь