Заказать третий номер

Просмотров: 2187
10 Июнь 2012 года

Передо мной лежат две книги: роман Александра Терехова «Немцы» и книга архимандрита Тихона Шевкунова  «Несвятые святые».

Открываю их, чтобы посмотреть тираж.

Итак. «Немцы» выпущены тиражом 7 тысяч экземпляров. «Несвятые святые» - четвертое издание, тираж 300 тысяч экземпляров.

Совсем недавно роман Александра Терехова получил отечественную литературную премию «Национальный бестселлер». Книга отца Тихона была в шорт-листе премии, но ее, разумеется, не получила.

Почему же «разумеется»? Да потому, что ожидать обратного было бы наивно. «Несвятые святые» сейчас, к примеру, в шорт-листе другой премии, «Большая книга». Получит ли она ее? Может быть, какое-нибудь третье место со скрипом и дадут. Хотя вряд ли… Ведь у тех, кто у нас премии обычно раздает, отец Тихон часто проходит по разряду «мракобесов», «православных фундаменталистов» и вообще «пособников тоталитарного и кровавого режима».

Так что никакого парадокса нет, все правильно: премию с говорящим названием «Национальный бестселлер» не получила книга, которая, мне кажется, стала чуть не самой продаваемой из, скажем так, «серьезной» литературы за последние годы, многие и многие. Когда нормальный тираж у нас 3 тысячи, да и тот часто пылится на складах или валяется на дешевых уличных развалах, работа отца Тихона вышла общим тиражом уже более 600 тысяч (в цифрах я, конечно, могу ошибиться). Причем это, судя по всему, не предел для нее.

Ну, ладно. Получила книга премию или нет, не так важно, от нее не убудет.

 

***

 

Тут, мне кажется, другое интересно. То, что книга стала не только культурным, но и общественным феноменом.

И опять – по-разному к этому относятся.

Скажем, я набрал в поисковой системе название книги и читаю отзывы. Они, что и говорить, самые противоречивые.

Одни, как водится, ругают. Другие, понятное дело, защищают и хвалят.

У первых много комментариев в духе: «поповское мракобесие», «православный елей» и, конечно – куда сейчас в Интернете без этого! – «унылое говно».

У вторых таких ярких, формульных отзывов не встречал, все больше попадались развернутые.

Я бы, может, и хотел пристроиться где-то между этими позициями – объективности ради и взвешенности для. Но не получается.

Все равно – тянет ко второй группе. А как иначе, если книга мне тоже понравилась?

Но я о другом начал говорить – об удивительном внимании к «Несвятым святым». Хвалят, ругают – книга внимание привлекла. Вообще, много ли у нас за последнее время было книг, которые вызывали бурные дискуссии? А особенно среди тех книг, которые – я хочу это подчеркнуть – по духу своему национальные?

Отец Тихон «глубоко копнул» - в том смысле, что на страницах книги у него те, кто давно на них не был. Священники, подвижники, энтузиасты, религиозные деятели, по счастью, не ушедшие из нашего общества, из нашего быта – из нашей земли.

Не люблю пафос, но так и тянет сказать – наши национальные герои: тихие, незаметные, но – герои. Которые и делом помогут, и словом добрым поддержат.

Конечно, вспомнить можно многое, что-то наверняка было, не могло не быть.

Но так масштабно, так массово – не было, по-моему. И чтобы сотням тысяч читателей все это пришлось по душе!

 

***

 

Кстати, о читателях.

Раздаются упреки такие: что ж удивляться, мол, тиражам книги, если ее распространяют в том числе и через церковные лавки? Архимандрит Тихон – наместник Сретенского монастыря, руководит издательством, ему и карты в руки.

Так, право, кто ж мешает писать то, что заслуживает внимание людей, эти лавки посещающих? Тут тоже могут завести песню: дескать, церкви и лавки посещают чуть ли не люди темные, в институтах и университетах не учившиеся, умной литературы не знающие – таким, надо думать, легко любой товар сбыть, если применить пресловутый «административный ресурс».

Но работает ли этот «ресурс» против воли человека? Может быть, те, кто покупает, по такой книге просто истосковались? Они и сами могут разобраться, что им нравится, что по душе, а что нет.

Отец Тихон не только «глубоко копнул», подняв на поверхность то, что отечественному читателю, я бы сказал, должно быть близко по крови, по исторической памяти. Все эти священники, подвижники, русские стрАннички, прекрасные национальные характеры – все это такое… наше, такое… родное…

Автор ведь это все сделал доступным, понятным – так, чтобы дошло до людей, ударило в сердце (мозг в этом отношении не всегда надежный орган).

И массовый читатель откликнулся, книга пошла «в народ». Пусть – ругают, пусть – хвалят так, что лучше бы ругали. Книга существует уже сама по себе.

 

***

 

Да, написаны «Несвятые святые» ясно и просто. С образами и характерами такими, что запоминаются.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и отец Рафаил запомнились мне, пожалуй, больше других. Первый – тем, как о нем пишет автор – для него отец Иоанн был наставником и примером на всю жизнь. Второй – своей жизнерадостностью, своей легкостью, своим юмором. Жаль, что погиб молодым.

 

***

 

Сила ли автора, сила ли того самого зова крови или исторической памяти, которая, хочешь или нет, но в нас сидит, но читаешь и невольно примериваешься на место того или иного персонажа.

Задумываешься: а я бы так мог?

Мог бы, бросив институт, перспективу стать известным, хорошо оплачиваемым, богемным кинематографистом и вообще все свои молодые интересы, уйти в монастырь? Нет, не мог бы.

Или мог бы помогать людям – чужим, посторонним, неродным? Ох, как сложно ответить на такой вопрос, даже самому себе.

Задумываешься, примериваешься…

И тут проявляются едва заметные, но все-таки позывы брать хоть какой-то пример с этих людей. Как-то воспитывать себя, улучшать по мере слабых сил, поднимать себя…

Тяжелая это работа, очень тяжелая. И можно понять, если она окончится неудачей. Но хотя бы позывы были, хотя бы на какие-то размышления книга натолкнула.

Очень хорошо, что радиус ее воздействия оказался таким огромным. Тут снова маленькое размышление: не случайно это, наверное, не случайно. Значит, есть потребность у общества в такой книге – не тексте, не проекте, а книге. Значит, хочется из нее что-то тянуть, черпать силы, знания, веру.

илл. с официального сайта книги архимандрита Тихона

 


 
АЛЕКСАНДР БОГАТЫРЁВ. "Кубанский «белый платочек»"
Что любят читать россияне. Статистика
ТРОИЦА: иконы и исторический смысл праздника
АЛЕКСЕЙ ЧИПИГА. "ВЕСНА и господин Прохарчин"
ВЛАД ВЕТИН. Рассказывайте детям сказки
СВЕТЛАНА РЫБАКОВА. Умягчение злых сердец
Марта Валлерс. Круговорот любви в природе (о романе "Сказка со счастливым началом")
Руслан Гавальда. "Нет, я не Байрон! И это... печально"
Руслан Гавальда. "Нет, я не Байрон! И это... печально"
Ольга Валькова. "Иоанн Дамаскин" А.К. Толстого — поэма о судьбах поэзии
СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. МУЗЫКА МЫСЛИ (ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ)
"ПЕРЕЖИТЬ ЧУЖОЕ КАК СВОЕ" (Николай Онуфриевич Лосский)
Все публикации
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт. Июнь 12, 2012, 15:38:07

Больше всего в этой рецензии меня поразило количество многоточий, обычно совсем не свойственных такому профессиональному читателю и критику, как Павел Косов.
Люблю, когда профессионалы не знают, как выразить словами впечатление - можно представить себе масштабы явления, с которым они столкнулись. ;))Рецензент пишет "заметки", а книга в нём еще "работает"... Многоточия - это самый лучший способ о ней рассказать.
___________

Люблю также "формульные мнения" а-ля "церковное мракобесие" или "унылое г-но". Это самый очевидный признак, что авторы таких перлов "Пастернака не читали, но осуждают")))

Чего-чего, а ни того, ни другого в "Несвятых святых" и в помине нет. Зато есть упоминание, скажем, о том, что в монахи чуть не чаще всего идут физики, математики и прочие научные работники...
______________

Я бы не сказала, что автор книги "глубоко копнул". Нет там ничего фундаментального о православии, а вера наша всё-таки "не из лёгких" в своём реальном "исполнении"... Нет там ни нравоучений, ни философских рассуждений, ни метафизических высот... Только очень простые, "семейные", я бы сказала, истории, иногда почти даже байки, о людях. Таких же, как мы, только в других облачениях. Живые люди, со своими страстями, ошибками, радостями, горестями и незаметными, обыденными подвигами жизни - на страницах этой книги, и потому ей веришь, и потому столько "позывов", как Павел пишет, ощущаешь в себе...

Это и хорошо: вот точно так, как на её страницах один из героев ничего и не делал, только чай с посетителями пил и беседовал, просто посетители после этих чаепитий воцерковлялись, и эта книга на нас действует... :))

Эта книга обращается к сердцу, а не к интеллекту читательскому, потому и - сметают её с прилавков: по настоящему, искреннему и действительно имеющему одинаковую для всех ценность все соскучились.
Последняя правка: Июнь 12, 2012, 17:35:25 пользователем Екатерина Злобина  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср. Июнь 13, 2012, 00:07:35

Вспомнилось: "Мгновенья раздают - кому позор, кому БЕСТСЕЛЛЕР, а кому бессмертие..."

"Глубоко копнул", Кать, не "автор")) Копнул глубоко монах, всей своей подвижнической жизнью - вот что здесь чувствуется. И при этом остался человеком - живым и понятным. А байки байкам тоже рознь, ведь монашеская, монастырская жизнь она потому для нас уникальна и интересна, что в ней наше привычное сталкивается с непостижимым, будни - с вечностью, происходит столкновение двух радикально разных миров, и тут уж чувства юмора Господу Богу, как видно, не занимать (прошу принять эту фразу за литературный оборот, т.к. Ему "не занимать" и всего остального)... Сюжеты - нарочно не придумаешь. И важно, что они не придуманы. Книга получилась и светло-печальной, и очень веселой одновременно. Сможет ли так развеселить юморист? - нет, потому что он хохмит намеренно. Нужно быть монахом, чтобы вот так, с подлинным человеческим смирением, и развеселить, и утешить, и подтолкнуть... даже нет, не к размышлениям, а к работе души.
В общем - кто еще не осознал, что "соскучился" по таким ценностям, лучше сделать это как можно скорее и позволить себе радость прочитать книгу "Несвятые святые")))
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Сб. Июль 07, 2012, 13:38:07

Книга потрясающая и превосходная. Мне очень радостно было её читать и очень трудно удержаться, чтобы тут же не начать перечитывать. Было мало, хотелось ещё этих настоящих чувств. Такого чёткого и ясного ощущения близости Бога.
А премий литературных, думаю, такой книге и не положено давать - это жизнь, а не литература. Да и не надо, потому что читательская любовь намного дороже, а она у этой книги точно есть.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте