Заказать третий номер








Просмотров: 1728
19 мая 2012 года

18 мая в Москве состоялась пресс-конференция премии «Дебют», посвященная началу нового премиального сезона. В прошлом году основатель премии Андрей Скоч изменил ее формат: предельный возраст участников конкурса поднялся с 25 до 35 лет. Денежное вознаграждение лауреатам возросло до 1 млн. рублей. В 2012 году все изменения сохраняются.

Опыт показал, что «повзрослевший» «Дебют» эффективнее работает со всем полем молодой литературы, создает для молодых авторов пространство серьезного многолетнего развития.

В этом году конкурс проводится по номинациям: «Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия», «Драматургия», «Эссеистика», «Фантастика».

На пресс-конференции выступили члены жюри, рассказали о своих ожиданиях, о том, как и по какому принципу они собираются выбирать победителей. Ольга Славникова вела мероприятие, открылась же конференция выступлением председателя жюри Павла Басинского.

Павел Басинский отметил, что в связи с масштабом премии многие авторы не решаются участвовать в конкурсе, рассматривая эту затею как дело – для себя – безнадежное. «Я всегда в этих случаях привожу слова Блеза Паскаля, который говорил, что ни один философ не может сказать, есть Бог или нет. Если философ говорит, что Бог есть, он уже богослов. Если говорит, что Бога нет, он атеист. А если он атеист, то зачем он ищет истину?» И вот знаменитое пари Паскаля, в котором проигравший ничего не потеряет, а выигравший приобретет очень многое, Басинский рекомендует молодым авторам в качестве руководства к действию.

Премия «Дебют» открывает перед авторами такие перспективы, какие не сможет открыть ни один издатель или продюсер. Это в буквальном смысле социализация в литературе; это публикации, это переводы на другие языки, возможность проехать по тем странам, на языки которых ваши произведения переведены, принять участие в различных мероприятиях – в общем, не каждому маститому писателю доступны такие возможности…

Еще Павел Басинский заметил, что в большинстве ныне существующих литературных премий роль председателя жюри чрезмерно завышена, т.к. он имеет право решающего голоса. Понимая это и, похоже, не принимая, Басинский сознательно намерен построить отношения с членами жюри, опытными каждый в своей области литературы людьми, на полном доверии. Отсюда – особенно важно представить вкратце выступления каждого эксперта…

Малую прозу в этом году будет оценивать писатель Олег Зайончковский. Его пригласили на конкурс впервые, и он, похоже, несколько волнуется за происходящее: будет ли в этом году «урожай», и если будет, то как выбрать действительно достойное? «Буду выделять тех, кто идет в литературу не по расчету, а по любви», - решил для себя Олег Зайончковский. Возьмите себе это на заметку, уважаемые потенциальные участники номинации «Малая проза»…

Писателю Алексею Слаповскому в этом году доверили «Драматургию». «Эта премия мне нравится тем, что премия эта не роскошь, а средство передвижения, - так начал он свое выступление. - Писатели из разных уголков страны должны хоть раз в жизни и себя показать, и на других посмотреть». Алексей Слаповский посетовал, что драматургия у нас один из самых маргинальных жанров литературы, т.к. его и литературой-то не считают! В титрах обычно пишут «писатель-драматург». Драматург – это тоже писатель, и прежде всего писатель. «Об этом я тоже буду думать, когда буду оценивать работы», - заключил Алексей Слаповский.

«Поэзией» будет заниматься Валерий Шубинский. Для этой номинации повышение возрастной планки имеет решающее значение. «Дело в том, - говорит Валерий, - что начинающий поэт в 35 лет – явление крайне редкое. В основном к этому рубежу поэты подходят с солидным багажом. Это уже не премия дебютанта, а премия мастера. И в этом смысле я оказываюсь с участниками конкурса в одной весовой категории. Ответственность огромная, т.к. мы оцениваем не обещание, а мы оцениваем состоявшихся мастеров… Отсюда неизбежны и конфликтные ситуации». Валерий Шубинский подчеркнул, что конкурс – это не определение лучшего, т.к. литература это не спорт. И что в любом случае его решение будет субъективным.

Затем слово предоставили Марине Дяченко, ответственной за номинацию «Фантастика». «Если «писатель-драматург» - звучит напряженно, то «писатель-фантаст» - это ярлык, из которого и вовсе очень и очень трудно выбраться». Проблему фантазийного жанра Марина Дяченко видит в том, что вместе с необычайным его размахом и популярностью, фантастику душит коммерциализация. Цель номинации – помочь этому жанру остаться в поле литературы, вспомнить, с чего он собственно начинался. Ведь фантастика – это прежде всего разговор о предвидении, о будущем…

На этом выступления жюри закончились, и Ольга Славникова попросила журналистов задавать вопросы. Кто-то спросил о том, можно ли участвовать в конкурсе авторам с уже вышедшими книгами. На это Ольга ответила, что название «Дебют» скорее историческое, премия давно уже переросла свое название («мы работаем с поколением, а не с дебютантами»), так что авторских книг может быть хоть 20 штук, главное – возрастной ценз.

Тут стало происходить нечто не то чтобы невероятное, но явно не предвиденное: какой-то агрессивно настроенный старичок, который представился как «поэт Топтыгин», встал и вместо вопроса стал «презентовать» свою книжку («за 1000 рублей») «МертвЯЛые души». Книжка, по его словам, это «не то что у Гоголя со всякими там плюшкиными», а про «реальных» людей (тут он перечислил всех власть предержащих, присовокупив еще Ганичева и Коротича). Причем, «поэтом» он стал из-за того, что его не приняли когда-то в Союз писателей («и я поэтому не «член Союза писателей», а «поэт-Топтыгин»). Пошли ругательства в адрес уже и вовсе не пойми кого и чего. Все попытки успокоить буяна заканчивались ничем, а вместо обещанного вопроса он стал громко кричать, что жюри должно присуждать премию достойным, а не своим. После чего накинулся на президиум с какими-то газетами, которые он якобы сам выпускает, и сел на место… К силовикам обращаться не пришлось, а бедная Ольга Славникова констатировала, что это одна из иллюстраций того, с какими страстями приходится сталкиваться в процессе работы конкурса…

Ну, и в завершении Наталья Алексеевна Перова рассказала о международной программе премии «Дебют», которая развивается, превышая все ожидания, благодаря финансовой поддержке фонда «Поколение». Цель этой программы – продвижение русской литературы на международной арене, где людей очень интересует «состояние умов» постсоветского молодого поколения. Продвижение происходит преимущественно, конечно же, на англоязычный рынок. Но фонд «Поколение» совместно с другими организациями задумывает создание конкурса переводчиков современной русской литературы на китайский язык. Кроме того готовятся к изданию антологии на французском, шведском, итальянском языках; в более отдаленной перспективе на сербском, японском и т.д.

Признаться, лично меня напугала формулировка об интересе заокеанских народов к «состоянию умов» в современной России. Вроде бы речь все время шла о литературе как об искусстве, о культуре. Этим обычно и интересуются простые люди. Мне подумалось, что «состояние умов» изучают совершенно с других позиций и с определенными целями… Но – тут Ольга Славникова объявила конкурс на соискание премии «Дебют» открытым, и всех позвали на фуршет…

Наталья Баева

 


 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте