Заказать третий номер








Просмотров: 1958
22 марта 2012 года

 

 

 

* * *

Подобно ивам прятали вершины,

Но никакие прятки не спасут.

Мы жили так, как будто бы вершили

Какой-то бесконечный самосуд,

 

Позволив всё себе. А чем-то большим

Не озаряя жизни вечный сруб.

Остановился самый главный поршень.

Святая радость выпала из рук,

 

Но в поисках утраченной не каждый

Захлебывался собственной душой,

Вообразив наброском карандашным

Весь этот мир пред живописью той.

 

 

 * * *

 

Улыбается, машет руками

И смеётся, что «сами, мол, сами

 

Разберёмся на этой земле».

Ходит, ходит по серой золе.

 

А потом замирает и снова

Улыбается, «честное слово»,

 

Говорит, «это наш материк»,

«раз-два-три», говорит, «раз-два-три».

 

И всё смотрит на жёлтое солнце.

Говорит «разберёмся», смеётся.

 

А потом переходит на вой.

И себя выдаёт с головой.

 

 

  

* * *

 

…как будто жизнь качнётся вправо,

качнувшись влево.

И.Бродский «Рождественский романс»

 

А я теперь смотрю сквозь призму

Времён. И за межой межа.

Мы были взбалмошны, капризны,

И вырастая из пижам

Всё думали о нашей жизни,

Как будто думая о жизни

Хоть кто-то смерти избежал.

 

Как будто маятник настенный

Способен на обратный ход.

Как будто бы не полог тесный,

А синеватый небосвод

Над нами. Всё теперь известно.

Как будто всё теперь известно,

И только мир не настаёт.

 

 

* * *

 

Облетела листва ярко-красная.

Слёзы высохли. Взгляд потускнел.

Правда вышла прозрачная, ясная.

Правда вышла. И встала к стене.

 

 

* * *

 

Забыта точность точного наречья,

Но не забыты теплота и грусть…

Когда-нибудь, переборов навечно

Себя саму, уже не отвернусь.

 

Пускай на миг, пускай сиюминутно,

Когда поленья спрячутся в золе,

Пускай на миг, но станет абсолютно

На этой относительной земле.

 

Здесь чем страшней, тем искреннее вера.

Да, я боюсь. Конечно, я боюсь.

Но посмотри, как распушилась верба.

Ты посмотри. И я не отвернусь.

 

 

 * * *

 

Человек — это голос и почерк.

И коляска, в которой качали.

Всё земное достаточно прочно

В бесконечной, конечно, печали.

 

Пусть дрожит и срывается голос.

Пусть дрожит и сбивается почерк.

Улетающий в облако голубь,

Мне в упрёк, ни секунды не ропщет.

 

Улетающий в облако голубь

Не пронзён часовой и минутной.

Человек — это жажда и голод,

И святые сомненья наутро.

 

Человек — это слабость и вектор.

Человек человеку неровня.

…Протяни мне колючую ветку,

Позабытый меж яблонь крыжовник.

 

Накорми меня ягодой терпкой,

Так нахально не сходною с вишней…

Человек человека потерпит,

Только если захочет услышать.

 

 

* * *

 

Никто не говорил, что мы потянем.

Концовка века всех брала живьём:

Кто к Богу шёл оккультными путями,

Кто в магазин — с охотничьим ружьём.

 

Свободно было, голодно и сытно.

И страшно было, и наоборот.

И если кто и был друг другу «ситным»,

То враг врагу. Под нервный скрип ворот

 

Двадцатый век захлёбывался пеной.

И вот в конце опять: топор, замах…

Здесь каждый город принял перемены,

И мой, портовый, о семи холмах.

 

фото Чема Мадос

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 23, 2012, 17:10:54

Меня очень удивило, когда я после прочтения подборки, посмотрела биографию автора. Это какой же глубокий должен быть внутренний опыт, чтобы так писать в 23 года. В этих стихах отсутствует юношеский эгоцентризм, свойственный почти всем молодым поэтам.

"Как будто думая о жизни
Хоть кто-то смерти избежал".

"Забыта точность точного наречья,
Но не забыты теплота и грусть…
Когда-нибудь, переборов навечно
Себя саму, уже не отвернусь".

"Правда вышла прозрачная, ясная.
Правда вышла. И встала к стене".

И много, что еще можно цитировать. Такая ясность сознания ...
Последняя правка: марта 23, 2012, 20:01:10 пользователем Наталья Баева  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт марта 23, 2012, 20:10:04

Меня Наташины стихи поразили. Мудростью, размахом, строгостью... сложно найти верные слова, как и всегда, когда говоришь о серьезной поэзии. Не хочется даже говорить о юном возрасте - возраст души ведь не определяется количеством прожитых лет на этой земле. Если бы мне сказали, что автору этих строк 90 лет, разве это умалило бы в моих глазах поэзию Натальи Мамлиной? Нет, конечно. Для меня важна внутренняя правда этих строк. Без внешних излишеств.
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 11:26:12

Пока читала - всё гадала: выйдет когда-то из автора этих строк поэт или не выйдет? Не в силу возраста и образования (о которых на момент прочтения я и понятия не имела), а по совершенно очевидной незрелости представленных нам строф. Незрелости как формы, так и содержания.
Вот если рассмотреть биографию автора (из Литинститутских стен не раз выпускались весьма настоящие поэты, и с семинара уважаемого Сергея Арутюнова, в частности), то кажется, что вполне может что-то и получится.
А вот если присмотреться к представленным здесь стихам, то шансы с таким отношением к слову, на мой взгляд, у девушки минимальны.
Не хочется рецензировать по буквам всю подборку. Думаю, что достаточно будет и нескольких цитат (ибо тот, кто небрежен хотя бы к одному слову в своих произведениях - небрежен ко всем словам):

"Позволив всё себе. А чем-то большим
Не озаряя жизни вечный сруб".

Ну, что это, простите за всёсебе? Что за сруб?

"Как будто маятник настенный
Способен на обратный ход".

Маятник способен. Он потому и маятник.

"Правда вышла. И встала к стене".

И что? Хорошо ещё, что правда женского рода.

"точность точного наречья" - тоже не кажется мне здесь замечательной находкой.

Et cetĕra...

Таким образом, перечитав подборку неоднократно, вместо мудрости нашла я здесь мудрствование. А очень малое количество зёрен в таком огромном количестве плевел протухли и заплесневели.

А жаль. Надежда-то была...
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 12:18:45

У этого автора чувствуется влияние Ахматовой, это мне почувствовалось в последнем стихотворении, в особенности зрелой Ахматовой "Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 12:25:44

Да, Василий, мне Ахматова здесь тоже видна. Поэтому и хотела написать, что особой бедой для юной девушки является вот это интонационное подражание Анне Андреевне. И не написала. Побоялась быть настолько категоричной. Но думать так не перестала. :-)))
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 12:33:39

Иосиф Бродский подражал в молодые годы Пабло Неруде по словам Рейна. Кстати, тебе доводилось бывать на его семинаре?
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 12:40:20

Думаю, что Неруда не мог быть настолько опасен Бродскому, сколь опасна именно Ахматова для неустоявшейся, неокрепшей женской лирики.
На семинаре у Рейна не бывала.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 12:48:05

Ну, к вам, Люба, мы тоже тут... не слишком были строги. У вас личные счеты с автором?.. Главного вы почему-то стремитесь не замечать, а цепляетесь к мелким недочетам. Если бы вы такое начетничество проявляли по отношению к милым корявостям в "индивидуальном стиле" Александра Евсюкова, русская литература была бы вам только благодарна...
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 13:11:12

Добрый день, Наталья. Как я вижу, Вы уже вернулись с семидневки.
О достоинствах данных текстов мне не хочется говорить по той причине, которую я уже указала в первоначальном комментарии: "очень малое количество зёрен в таком огромном количестве плевел протухли и заплесневели".
Данного автора я увидела впервые именно на "Артбухте". Никаких личных счётов к Наталье, соответственно, не имею. Просто, как человек тщательно относящийся ко всякому слову, внимательно изучила все доступные материалы прежде, чем писать здесь комментарий, дабы быть уверенной, что вреда человеку своим мнением не принесу.
Исходя их этого же посыла я не комментирую Ваши произведения.
Вы, насколько мне помнится, тоже не оставили под моими стихами своего мнения. Видимо зная, что мне это и не нужно, и безразлично.
Напомните, пожалуйста, где конкретно я говорила об индивидуальном стиле Александра Евсюкова, и подскажите, где на Артбухте опубликованы его стихи (я что-то не заметила)?
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 13:19:07

Что касается Александра Евсюкова, Наташа, то Любу можно понять, и вот почему: как-то Бродский в разговоре с одним литературоведом говорил о Гумилёве и о том как Анна Андреевна всегда чтила его, не допуская критики в отношении его произведений. Причина этого заступничества была одна - любовь. Любимому прощается все.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 13:35:04

Друзья, хотелось бы напомнить, что Артбухта - это не социальная сеть "В контакте". Просим уважать себя и читателей и не удивляться, если офтоповые сообщения будут удаляться. Спасибо за понимание.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс марта 25, 2012, 20:12:13

Никогда не перестану удивляться тому, насколько мы все здесь разные "музыкальные инструменты", ищущие в других "своей музыки".
Я не ощутила в стихотворениях Натальи Мамлиной присутствия чужой энергетики, той же ахматовской (разве только если считать за таковую ритмический рисунок некоторых стихотворений). Тем более я не отнесила бы эти стихотворения к "женской лирике", ничего "любовно-романного", с подразумеваемым "адресатом мужского рода" в них, по моему мнению, нет. Эти стихотворения вообще больше мужского склада, к примеру, ивАновского, они какие-то стоические, тяготеющие к простоте, от которой режет в глазах.
Зачислить автора в эпигоны к А.А.(даже поздне-ясной и простой) не позволяет "инаковость" лирической героини Н. Мамлиной: она сомневающаяся, она в раздумьях, сосредоточена на какой-то своей внутренней работе души, ума, на поиске правильного своего точного "определения" для происходящего вокруг, она не категорична, но пряма в формулировках. От ивАновской поэзии её стихи отличает "нерастворение в пространстве", если так можно выразиться,невычеркивание себя из жизни, даже если она ощущается "карандашным наброском".
Нет, Наталья Мамлина "сама своя", со своим голосом, со своей манерой подачи собственных "смыслов".
Больше всего мне понравились стихотворения "улыбается, машет руками" (безжалостное, но справедливое в "диагнозе"), "а я теперь смотрю сквозь призму" (хотя, Наталья, "кто-то" смерти всё-таки тоже не избежал, но я отдаю себе отчет в том, что возможно, вольно трактую), особенно понравилось стихотворение "Человек".

"Человек человека потерпит,

Только если захочет услышать." - как это справедливо для настоящего обсуждения!

И почему-то я не увидела в стихах Натальи претензии на мудрость. Попытку "освоения пространства" - внешнего и внутреннего - ясно улавливаю. Иное, резонерское ли, дидактическое ли, утверждающее навечно, - нет.
Конечно, это моё личное мнение и восприятие, и каждый из нас имеет право на собственную оценку.
Я - адресат стихов Матальи Мамлиной. Возможно, в этом всё дело.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт марта 27, 2012, 00:25:21

Да, некоторые вопросы к конкретным строчкам возникли и у меня. К примеру, первое стихотворение мне показалось недостаточно чётко сформулированным. Что я имею в виду: последний катрен сам по себе замечателен, а в контексте всего стихотворения вдруг (меня лично, как субъективного читателя) - не перевел в другое измерение, не подвёл к чему-то, а, наоборот, будто сбил с мысли, приказал задуматься - " а о чем же было до этого?"... Хотя было-то замечательно "остролистно"... и по интонации как здорово!

А "сруб" меня не озадачил (может, из-за того что я тоже ассоциативно легко представляю себе жизнь как грубо срубленную, составленную из разных, часто несоразмерных частей простецкую, массивную избу). Люба, оно тебе не понравилось по звуку здесь? Наверное, то же самое - и о "всёсебе"? Такие вещи обычно замечаешь "на слух". Но в общем и целом стихотворение настроило меня на то, что стихи будут не о "бантиках".

Второе стихотворение меня поразило. Вот в самое сердце. Как копьём. Я знаю таких людей, как этот герой. С такими "оптимистами" страшнее и безнадежнее всего. Я и в себе такого оптимизма боюсь...

"Как будто" музыкальное, хорошо фразированное, автор "попала в точку" движения с этим повтором-сбоем ритма, есть ощущение какого-то кружения, то ли в танце, то ли головокружения... но не лёгкого, напротив, симптомного. Очень впечатлило такое "освоение" чужого приёма. Это тоже надо уметь. Тем более, на такой тематической основе...

Облетела листва тоже как бритвой по горлу. Для меня это "встала к стене" - о том случае, когда к стене встают готовыми к расстрелу. Здесь кульминация только взята в качестве сюжета, самый пик, если так можно о стихотворении говорить, т.е. экспозиция здесь мнимая, не являющаяся причиной происходящего))) и это мне нравится, как будто я увидела часть трагической страницы большого романа о важном...

"Забыта точность" оставлю без комментариев, по большей части не "моё". "Станет абсолютно на этой относительной земле" - да интонация - вот, пожалуй, и всё, что очень впечатлило. Стихотворение не очень внятное, на мой прозаический, требующий хорошего сюжета, даже внутреннего, вкус. :)

"Человек" тоже оставлю без особых комментариев, но по другой причине: совсем моё, от первой до последней строки. Забрало и не отпускает)))

Последнее интонационно напомнило эпилог. Панорама такая, широко, холодно, бесприютно было бы совсем, если бы не это "мой портовый о семи холмах"... Перспектива в нём обозначена, вот почему, наверное, всё-таки гнетущего чувсва нет как нет, а преклонение пред страшным, трагическим величием истории своей страны ощущается вдруг...

Мне очень понравились стихи Натальи, пусть по части техники и точности смысла и возникают иной раз вопросы. Я поняла, почему понравились: автор умудряется не лезть читателю на глаза, она не тянет одеяло на себя, не предлагает на себя и свои чувствования и размышления смотреть/слушать... Она позволяет понять не авторскую, а собственную, наверное, глубину... или её отсутствие - именно в предложенных координатах.

Наталья, надеюсь еще не однажды читать ваши стихи здесь.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Ср марта 28, 2012, 00:01:16

Вряд ли стоит так категорично, как Люба, отзываться о стихах девушки. Это еще - незрелость, неумение "жонглировать словами", иногда получается грубовато, напыщенно, неточно... Но - потенциал есть..
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Чт марта 29, 2012, 22:47:47

Да, Василий, всё правильно. Действительно трудно оставаться в таком случае объективной. К тому же, я вообще не считаю этичным хвалить или критиковать на людях творения супруга.
Лариса, Катя, в том-то и беда, что НИКАКОЙ энергетики я в этих стихах не почувствовала. Пластмассовые, игрушечные они, скушные - в этом вся проблема. Автору, по-моему, не очень-то близко то, о чём он пишет. Просто считает, что ТАК нужно писать, просто думает, что об ЭТОМ нужно писать. Отсюда и наплевательское отношение к форме. Так мне это увиделось и услышалось.
Я могу воспринять текст и просто рассудком, без подключения "шестых чувств", но в таком случае он должен бы быть совершенным либо по содержанию, либо по форме. Тогда в этом есть для меня хоть какой-то смысл. Я абсолютно не хотела никого обижать, а уж тем более автора. Прежде чем написать комментарий, я честно прошерстила весь инет: почитала ещё стихов данного автора, почитала, что пишут о них другие, почитала, что сама автор пишет о стихах других авторов, почитала репортаж автора. Я увидела, что человек взрослый, вполне сформировавшийся, чистый, не замутнённый, а значит, что на критику обижаться не должна.
Марта, я несколько дней сдерживала себя, пыталась своё мнение не выносить на публику, т.е. вообще не писать комментария под этой подборкой, но в результате я подумала, что сказать надо. Автору это совершенно точно не навредит, а возможно и поможет. Особенно, если потенциал на самом деле есть.
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Сб марта 31, 2012, 18:09:59

Как то противоречит одно другому >>человек взрослый вполне сформировавшийся, чистый, не замутнённый<<
и
>>пластмассовые, игрушечные, скушные стихи<<

Я понял что Наталья Мамлина серьезно настроена. На сложные темы. из-за того и не все получается выразить легко. Но игрушечными и не живыми мне эти стихи не прочитались, там настоящий вопрос не о ерунде в каждом. Стихи не назвать певучими, приятными на слух,они, не мелодичные. Но думаю и цель была другая, не петь. Понять была цель, на вопросы которые мучают, себе, ответить.
Кстати, Катя, в последнем "Никто не говорил" как то странно ты трактуешь, там же о 90-тых годах.
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Сб марта 31, 2012, 19:48:11

Не знаю, Андрей... Для меня здесь нет никакого противоречия.

Можно быть прекрасным человеком,
но стихов не сочинять при этом.
Да и научившись их писать,
не всегда становятся Поэтом.

;-)

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте