СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1086
16 февраля 2012 года
"Все в мире изменит, как мне кажется, возникновение высокоразвитого искусственного интеллекта. Учитывая, что весной робот по имени Адам, спроектированный учеными Уэльского университета, без всякой поддержки извне сделал самостоятельное научное открытие в области современной фармакологии, можно предположить, что до того момента, когда искусственный интеллект окончательно перегонит в своем развитии интеллект человеческий, осталось лет 15-20. Возможно, мы этого момента даже не заметим. Просто в один прекрасный день очередная модель домашней кофеварки, способная не только угадывать ежедневные предпочтения своего хозяина, но и дискутировать с ним о проблемах внутренней и внешней политики, рассчитает — в процессе изготовления очередного латте со вкусом зеленого банана — возможности использования материи для хранения информации, и к тому моменту, когда ее владелец исчерпает свои аргументы в пользу новых таможенных тарифов, поделится своими расчетами с холодильником в Канаде и микроволновкой в Новой Зеландии. Именно эта особенность искусственного интеллекта — сетевое сознание — сделает скорость роста его эффективности такой, что скоро между людьми и процессорами возникнет непреодолимый барьер общения — как между людьми и аквариумными рыбками. Иными словами, следующее поколение жителей развитых стран имеет все шансы стать новой разновидностью домашних животных — Homo sapiens. Есть несколько моделей общественного устройства, применимых к таким условиям. Одна из них — нечто вроде светлого будущего, своего рода высокотехнологичный коммунизм. Уже сегодня в развитых странах исчезающе ничтожный процент населения обеспечивает своим трудом жизнь целого государства. Уже сегодня большинство товаров не стоят практически ничего, и оплачивать в современном супермаркете приходится не столько вещи, сколько те хитроумные общественные механизмы финансового перераспределения, которые обеспечивают некоторую видимость дохода тем, кто изо дня в день выполняет некоторую видимость работы. Очередной бюрократ, его безработные клиенты, фермер или угольщик на государственной дотации — все они уже сейчас в некотором смысле домашние животные конвейера, банкомата, генных технологий, атомной энергетики. В обществе, где высокотехнологичное производство и искусственный интеллект способны полностью обеспечивать потребности населения, человеку отводится роль абсолютного бездельника. Нетрудно представить себе, что с исчезновением труда и появлением неограниченного свободного времени формальная сторона жизни станет, по необходимости, основным предметом забот, если не единственным смыслом существования новых домашних животных. Таким образом, следующее поколение людей станет поколением эстетов. Любопытно представить себе, насколько изменится само эстетство в обществе, в котором оно перестанет играть контркультурную роль. Так, можно предположить, что наиболее подготовленной к такому повороту событий окажется современная бюрократия с ее причудливыми, гротескными, никак не объяснимыми с точки зрения здравого смысла административными эскападами. Именно крайний, противоречащий всякому практицизму эстетизм решений современного чиновника окажется наиболее соответствующим абсолютной бессмысленности его существования. Можно представить себе также, что с появлением искусственного интеллекта окончательно завершится идущее сегодня полным ходом слияние чиновничества и современного искусства. Если учесть, что средства производства со временем окажутся под управлением искусственного интеллекта практически незаметно для человека, то эта, кажущаяся на первый взгляд избыточной, бессмысленность становится вполне объяснимой: повсеместные выборы между одинаковыми политическими партиями, избыток денег, требующий их канализации в ничего не производящие страны, недостаток денег, требующий неограниченных займов у несуществующих кредиторов будущего, борьба с ураганами при помощи торговли выхлопными газами, повальное увлечение культурой, не имеющей ни малейшего отношения к действительности, — все это признаки постепенной театрализации общественной жизни, участия все большего и большего количества людей во все менее существенных социальных условностях и ритуалах, превращения повседневности в спектакль, в культ, в произведение искусства. В такой ситуации бессмысленным человеческое существование становится потому, что человек, существующий в качестве домашнего животного, — это существо, в отличие от обыкновенного Бобика или Барсика, абсолютно, стопроцентно лишнее. Обыкновенные домашние животные удовлетворяют потребность своего хозяина в экзистенциальном отклике — они являются превосходным ответом вселенной на существование человеческого сознания, идеальными источниками тепла в бесконечном холодном космосе. Они, в отличие от самих людей, всегда с готовностью и с полной, младенческой отдачей откликаются своей одушевленностью на одушевленность человеческую. Именно поэтому домашние животные приобрели по-настоящему культовый статус — в отличие от статуса низменного, практического — только в новое время, во времена расцвета рационализма, когда одушевленная абстракция уже перестает мало-помалу удовлетворять своих изобретателей. Искусственному интеллекту этот эмоциональный отклик не понадобится, и в общении с человеком он тоже вряд ли будет заинтересован. Коммунистическая высокотехнологичная Аркадия, населенная исключительно снобами и эстетами, будет целиком и полностью предоставлена самой себе. Труд, еще в античном мире считавшийся человеческим проклятием, прекратится, и человек наконец добьется провозглашенного еще в середине XIX века анархистом Прудоном права на безделье». Сергей Болмат, "Esquire"
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва