Заказать третий номер








Просмотров: 1114
09 февраля 2012 года

Недавно Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Реакция общественности не заставила себя долго ждать, и в Интернете появилось множество различных списков. Самое интересное, что в некоторые из них не вошли ни Пушкин, ни Лермонтов. Многие респонденты рекомендовали читать Оруэлла, Толстого, Достоевского, Солженицына и других замечательных писателей.

Как в анекдоте: можно доказать, что население Ирландии больше населения Китая, если брать выборку из одних рыжих. Можно доказать, что Пушкина и Лермонтова читать не надо, если не предоставить респондентам возможности за них проголосовать, так как этих писателей  просто нет в списке опроса.

На одном ресурсе, где проводили подобный опрос, читателям была предложена таблица с кнопками, в нее Сорокина включили, а Пушкина – нет.  «1984» Оруэлла стоит в первой строке таблицы. Вот читатели и голосовали нажатием на кнопки, особенно на первую, а свои предложения не вносили, а то бы, наверное, вписали Пушкина.

Для составления настоящего списка следует научно подойти к способу опроса и обратить особо пристальное внимание на аудиторию. А к результатам опроса некоторых сайтов в Интернете  нужно относиться как к анекдоту, шутке.

Но в каждой шутке... Список из 100 книг составить очень трудно. Вот навскидку и без системы:

Библия; Гомер «Илиада», «Одиссея»; Апулей «Метаморфозы»; Данте «Божественная комедия»; Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; Басё, хокку; Омар Хайям, рубаи; Шекспир «Король Лир», «Гамлет»; Грибоедов «Горе от ума»; Пушкин «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», лирика; Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени», лирика; поэты «Золотого века»; Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Женитьба»; Гете «Фауст»; Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»; Достоевский «Идиот», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково...»; А.К.Толстой «Трилогия», лирика; Лесков «Очарованный странник», «Русское тайнобрачие»; Флобер «Госпожа Бовари»; Золя «Западня»; Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой»; Купер «Последний из могикан»; Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», рассказы; Островский, две или три пьесы; Гончаров «Обыкновенная история»; Бальзак «Человеческая комедия»; Мопассан «Жизнь», «Милый друг», рассказы; Чехов «Дядя Ваня», повести и рассказы; поэты «Серебряного века»; Марк Твен «Том Сойер», «Гекльберри Финн», «Янки при дворе короля Артура»; Горький «Васса Железнова», «На дне»; Куприн «Поединок», рассказы; Бунин «Темные аллеи», «Окаянные дни», «Песнь о Гайавате»; А.Н.Толстой «Петр Первый»; А. Платонов «Котлован»; Фадеев «Разгром»; Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Собачье сердце»; Катаев «Белеет парус одинокий», «Алмазный мой венец»; Ильф и Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»; Ефремов «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Таис Афинская»; Каверин «Два капитана»;  Дудинцев «Белые одежды»; Г. Манн «Верноподданный»; Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»; Лондон «Белый Клык»; Гюго «Человек, который смеется»; Дюма «Три мушкетера»; Шолохов «Тихий  Дон»; Чапек «Война с саламандрами», рассказы; Хемингуэй «Прощай, оружие»; Ремарк «Три товарища», «Время жить и время умирать»; Гроссман «Жизнь и судьба»; Симонов «Живые и мертвые», лирика; Твардовский «Василий Теркин»; Оруэлл «1984», «Скотный двор»; Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»; Рыбаков «Кортик», «Каникулы Кроша», «Тяжелый песок»; В. Платонов, Г. Бакланов  и другие, «лейтенантская проза» о войне; Маркес «Сто лет одиночества»; советские и антисоветские поэты...

Как вам список? До сотни не очень много осталось, а хороших писателей, которых не включил, еще много: Тургенев, Диккенс, Паустовский... Да еще скольких писателей не вспомнил сразу. Современных авторов не упомянул. В списке мало фантастики (Уэлс, Беляев, Грин, Уиндем «День триффидов»), нет детективов (Честертон, Конан Дойл, Агата Кристи,  Фрэнсис «Фаворит»). Кроме того, читатель, которому понравились «Мертвые души»,  захочет прочитать и «Повесть о том, как поссорились....». Список «расползется» многократно.

Главная особенность этого списка – в том, что трудно найти человека, который бы все эти книги прочитал! Кто прочитал полностью  «Илиаду», «Божественную комедию», «Войну и мир», «Тихий Дон», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Доктора Живаго» (не каждую книгу, а все)? Почти никто. Даже Мандельштам в «Илиаде» «список кораблей прочел до середины...».

Но при этом трудно найти интеллигентного человека, который бы в повседневной жизни, в своих мыслях, в своей речи не использовал бы образы, ассоциации, цитаты из большинства этих великих книг! Из каждой упомянутой книги интеллигентный человек хоть несколько слов может с ходу произнести наизусть. В печатных и электронных статьях эти произведения цитируются ежедневно и многократно, иногда даже не указывают источник, настолько эти книги вошли в повседневную жизнь людей. Включите телевизор, и на вас посыпятся цитаты: «квартирный вопрос», «вторая свежесть», «благодарю вас за любовь» и т.д. без упоминания Ильфа, Петрова, Булгакова, Вертинского. Слова-то обычные, да уж больно удачно классики их скомпоновали, получились емкие и красивые выражения.

Противоречие? Но ведь оно существует, значит не такое уж тут противоречие. Объяснение противоречия простое: не все книги нужно читать, это невозможно. Что-то читать, с чем-то знакомиться.

Как же ознакомить школьников с главными произведениями мировой и русской литературы? Как внедрить в молодого человека систему ценностей из этих книг, понятия о благородстве, совести, заложенные в них? Как привить любовь к хорошему русскому языку, дать одно из наслаждений жизни – читать с удовольствием?

Любой список, скорей всего, окажется «неподъемным» для современного школьника, раз даже взрослых этот список смущает.

Вижу только один выход. Составить список из книг (значительно более 100 наименований), с которыми учитель обязан ознакомить своих учеников. Как это сделать, решает учитель. Шекспира, Пушкина, Гоголя, Лескова, Чехова следует прочитать. Из «Войны и мира» следует прочитать многое, остальное пересказать. «Божественную комедию», «Илиаду», «Архипелаг ГУЛАГ», «Доктора Живаго»  можно пересказать, а кое-что – прочитать. Очень поможет кино, такие картины, как «Тихий Дон» Герасимова, «Война и мир» Бондарчука. Это для примера, а учитель сам знает, что нужно ему и его ученикам, какие книжки читать, о каких рассказывать, какие фильмы показывать. Такой подход позволит, с одной стороны, действительно ознакомить школьников с шедеврами  (не спасовать перед списком, не обмануть руководство, то есть отчитаться, что все читали, а в действительности никто ничего не читал). С другой стороны, можно избежать вульгаризации литературных произведений, превращения эпопеи в брошюру: князь Андрей овдовел, отличился в боях, умер от раны, полученной при Бородино, на Наташе Ростовой не женился. Ведь не станет же учитель портить любимое им литературное произведение.

Для реализации этого плана нужен мощный корпус учителей словесности, в котором  учителя сами прочитали все книги из списка и составили о них собственное мнение. Учителя должны любить русский язык, чувствовать музыку языка, учителя должны любить свою профессию.

Создание  такого корпуса – сложнейшая задача, но решение этой задачи обещает успех программы. Приобщить людей к чтению – задача не только образовательная, но и общенациональная. Россия из «самой читающей страны» за последние годы стала мало читающей, не имеющей вкуса к чтению. Выпускник гуманитарного вуза не в состоянии оценить незнакомый текст, сформулировать свое мнение о тексте. Процветает «брендовый» подход к литературным произведениям. А ведь писатель в недалеком прошлом был и «властителем дум», и «инженером человеческих душ». Писателя нельзя оценивать как модную одежду или как эстрадного певца: раз ярлык от известного мастера, значит хороший костюм, раз поет по всем TV программам, значит хороший певец.

В оценке писателя «брендовый» метод не подходит. Вон, Белинский даже Пушкина пытался ругать, сопротивлялся «бренду» «Пушкин».

Итог рассуждений: нужно не только составить список хороших книг, но и внедрить этот список в широкие массы школьников с помощью учителей словесности. Список получится огромный, но деваться некуда, потому что, прочитав все книги из короткого списка, «дыру не заткнешь». Чтобы ознакомить школьников с книгами из большого списка, нужны специальные педагогические мероприятия.

Еще одно – в качестве необходимой предварительной меры нужно прививать младенцам, дошкольникам любовь к книге в семьях, читать детям перед сном, читать семьей вслух за столом в воскресенье. Ведь почти все книги следует читать в определенном возрасте. Если ты в три года не ознакомился с «Курочкой Рябой», то потом вырастешь и не поймешь, в чем там дело. Так же и «Три мушкетера», и «Два капитана», и «Честное слово» нужно прочитать вовремя. Тоже непросто, нужны детские книжки с картинками, соответствующими тексту и возрасту читателей, нужны родители, которые занимаются своими детьми. Задача «прочитай сто книг по списку», если подходить к ней серьезно, представляет собой огромное государственное дело.

Михаил Лифшиц, "Взгляд"

 

 
 
No template variable for tags was declared.
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 14:49:36

Непонятно, почему 100, а не, например, 120 или 85. Любовь к круглым числам? Списки могут быть самые разные, не надо только делать из них догму - вот эти и больше никакие. Нормальный школьник и 100 прочитает и больше, а иной и из под палки даже и одной не прочитает, одни стрелялки на уме. Нормальных только что-то не очень наблюдается. Библию я бы не ставил в список, книга сложная, даже курсы есть по ее изучению, философия глубокая, не поймут. И почему именно библию? У нас вроде бы светское государство, конфессий много, может кто мусульманин или иудей? Их тоже заставлять читать библию? Что дело государственное, согласен. Надо образовывать людей хотя бы до уровня советской школы 60-х годов. Сейчас, я слышал, школьникам дали электронные читалки, вот бы в них закачивать эти книги по списку. Библиотеки то дома мало у кого есть, а если есть то сто таких книг не наберется. А вообще, начинать надо с русской классики, потом европейскую, потом и к современности можно переходить, но очень критично. О войне особый разговор. Лучше Некрасова, наверное, нет, но это мое мнение. Заменять фильмами книги нельзя, по сути, это все равно, что комиксы. Войну и Мир Бондарчука давно кто пересматривал? Это кошмар, смотреть нельзя вообще. Старые советские фильмы очень специфичны - много шума, музыки громкой и мало психологизмов. Думаю, что у нас будет все как всегда - создадут комитет или комиссию в думе и правительстве, выделят бюджет много миллионов, попилят максимально и родят, как всегда, нечто. Да и вообще, зачем список? Разработать надо нормальную программу и учить, учить, учить
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 15:25:12

С Библией и я призадумалась, всё-таки, действительно, страна многоконфессиональная и государственной религии нет. Но всё же как отмахнуться от того, что в основе как минимум 50% известнейших произведений искусства (европейского и нашего особенно) - изобразительного, литературы, и так далее - лежат библейские сюжеты и темы. Как адекватно оценить содержание, идею, не зная каких-то элементарных базовых "мотивов", хотя бы приблизительно, хотя бы Евангелий?
Всё-таки старшеклассникам хорошо бы хотя бы о Новом завете представление иметь, мне кажется. Мы ведь не о религии говорим, а о культуре, а русская культура - христианская культура, как ни крути, как ни старайся забыть или отрицать.
Что же до списка - это хороший повод привлечь внимание общественности к определенным проблемам, и, заодно, и к чтению.
Владимир Олегович Вавилов

Севастополь
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 17:17:57

Снова и снова думаешь, какие же люди все – разные.
Я вот и «Войну и мир» несколько лет назад снова перечитал, и ГЕНИАЛЬНУЮ экранизацию Сергея Фёдоровича Бондарчука с удовольствием посмотрел (более того, рекомендую тем, кто не видел)...
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 18:06:17

Вот и составь с нами со всеми список :)

Здесь стоит определиться с целью. Что должно качественно измениться в самосознании "осиливших"?
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 18:24:38

Пожалуй, согласен с Вами, Лариса. часто, особенно в картинных галереях, ощущал свое невежество в евангельских и библейских сюжетах. В начале января был на выставке Караваджо, так потом пришлось почитать кое-что. Но все же, мне кажется, что канонические тексты трудны для школьников
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 20:37:49

Хорошая идея - составить каждому свой список. Потом из всех можно выбрать 100 наиболее часто упоминавшихся. Только надо определиться, для какого возраста. Предлагаю разбить на категории: 7-9 лет, 9-11, 11-13, 13-15 15-17, т.е., например, начали читать в 13, к 15 прочитали 100 книг. На мой взгляд, вполне по силам за 2 года прочитать 100 книг. Или всего 100 за 10 лет? По 10 за год. Не маловато?
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 21:42:14

Михаил, вы сейчас за Минобразования поработали! :)
Жаль, там конкурсов на проведение опросов и систематизацию ответов не проводят, мы сообща могли бы претендовать. ))
Задумалась, а сколько книг я прочла за прошлый год? Навскидку тоже выходит чуть больше десяти, всё на старом запасе "выезжать" удаётся.
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 09, 2012, 23:13:07

А может этот список только первый шаг? Его напишет какой-нибудь обер-кондуктор, основываясь на своем интеллекте, и эти книги будут составлять рекомендованное чтение для подростков, будет составлен аналогичный список для взрослых (условно после 18-ти лет), затем будет составлен список нерекомендованных книг, остальные будут запрещены и публично сожжены на одной из центральных плащадей.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пт февраля 10, 2012, 01:13:11

Я, начитавшись Флобера как-то раз, захлопала ресницами и наивно вопросила - почему же это "Госпожу Бовари" до сих пор не сожгли как безбожную...
Мой хороший друг тогда сказал мне: "Если уж сжигать, то - все". До сих пор краснею, когда вспоминаю.
Думаю, что "отрицательный сценарий настолько же неисполним, что и "положительный". Другое время. Другие песни. Разве что - вмешательство стихии со своей "музыкой"...
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 10, 2012, 13:04:02

Конечно, сжигать не будут, но и других способов масса. Например, в СССР до конца 80-х нормальные книги купить было нельзя, Ахматову, почти мою современницу, узнал только в 90-х, когда книга вышла. Также Гумилев, Пастернак и многие, многие. О серебряном веке услышал тоже тогда же. Хотя, сейчас интернет, но забокировать его пара пустяков. Отрицательный сценарий как раз представляется весьма вероятным, все к тому идет. А время другое, так что ж, на то и средства другие имеются. Дай Бог оказаться неправым
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Пт февраля 10, 2012, 15:29:12

Запрещать то что можно хорошо продавать? Разве что, для того чтобы продать еще лучше. Вон Сорокин как радовался когда его книги вне закона объявили. За это даже приплатить не отказались бы наверняка, кто поумней.
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 10, 2012, 16:45:11

Согласен, это может быть непонятно. Тем не менее, опасность, исходящая от "нерекомендованных" книг, может оказаться важней экономической выгоды. Сам свидетель, в СССР книг не было. Покупали на Кузнецком мосту у "жучков". У них было все, но дорого. Например, книга могла стоить и 10 и 100 р., а средняя зарплата по стране была 120 р. А потом, классика сейчас не так уж и хорошо продается.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 10, 2012, 17:18:26

Мне кажется, что когда мы пишем "в СССР книг не было", надо уточнять время и "список книг", иначе создается впечатление, что мы усредняем, подгоняем факты, а у нас же ведь должно быть честное свидетельство.
В "моём" СССР книги были; у моих родителей собралась прекрасная библиотека классики, русской и советской. А уж на тиражи этих книг смотреть сейчас завидно до коликов.
"Нерекомендованное" всё равно прорвалось и взяло своё, и всегда возьмёт: сила действия равна силе противодействия.
Вообще сегодня опасение остаться без каких-то книг с точки зрения молодежи выглядит, наверное, трогательным.
Владимир Олегович Вавилов

Севастополь
Комментарий
Дата : Пт февраля 10, 2012, 19:34:00

1976 год. В «большой серии» «Библиотеки поэта» тиражом 40000 (сорок тысяч) экземпляров издан том (558 страниц) «Стихотворения и поэмы» Ахматовой.
Через год издательство «Советская Россия» в серии «Поэтическая Россия» выпустила 528-страничный том стихотворений Анны Андреевны.
В том же 1977-м в Ленинграде издали том стихов и прозы Ахматовой.

За «всё село» не отвечаю, но в городских библиотеках эти книги были.
Издавали Ахматову и в 60-е.

Кстати и «между прочим». Полный текст «Мастера и Маргариты» в одном томе с «Белой гвардией» и «Театральным романом» – стараниями Константина Симонова – московская «Художественная литература» напечатала в 1973 году.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 11, 2012, 11:26:43

Ох уж и не знаю... Как посмотришь, сколько всякого "добра" сейчас на полках книжных магазинов!.. Невольно подумаешь, когда ж это всё можно будет увидеть "на одной из центральных площадей"... Михаил, может, подскажете адресок, где можно записаться в "лигу поджигателей"? :))

А вообще, Михаил, я Вам искренне сочувствую, т.к. Вы оказались в сложном положении: если Вы расскажете о том, что в СССР не было книг людям постарше, Вы их насмешите, т.к. они прекрасно помнят, что там было и чего не было. А если Вы об этом станете рассказывать молодым, Вы их опять же рассмешите - по причине, на которую намекнула Лариса:) Просто им этой печали не понять.
Последняя правка: февраля 11, 2012, 12:07:53 пользователем Наталья Баева  
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб февраля 11, 2012, 11:46:38

Наталья)))) ну Наташа - ну не ожидал от ВАС.. ну как можно - на центральной площади??? Надо - камерно, на полянке, на даче - чтоб удовольствие получить))) И сравнивать - от кого жару больше - от Сорокина или Донцовой??
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 11, 2012, 12:09:33

Ингвар, ну, это цитата:) Можно и на полянке))

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте