СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1595
05 февраля 2012 года
Появление этого юридического комментария, посвященного иску о возмещении морального и материального вреда, нанесенного зрителю спектакля "Гамлет", редакция "Артбухты" считает немаловажным "акцентом", характеризующим сегодняшнее время, сегодняшнее искусство, сегодняшних зрителей и читателей... Право на обращение в суд есть у каждого. А суд, рассмотрев дело, либо удовлетворяет иск полностью или частично, либо отказывает истцу в удовлетворении исковых требований. Иск заявляется в защиту нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Соответственно истец - это лицо, чьи права нарушены. В рассматриваемом случае истец, Александр Щиголев, заявил иск о возмещении морального и материального вреда в связи с публичным исполнением спектакля "Гамлет" на сцене Академического театра драмы имени В. Савина (Сыктывкар). В движениях двух тел (Офелии и Гамлета) истец увидел изнасилование. При этом моральный вред им был получен, как следует из его иска, в связи с тем, что театр не известил его, зрителя, о том, что постановка осуществлена "не в том виде, как это принято", т.е. не в классическом варианте. Материальным вредом истец посчитал стоимость купленных им билетов. Также истец потребовал изменить афишу спектакля. Как полагаю, требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Насколько мне известно, суд отклонил этот иск. Законодательство РФ не устанавливает требований к театрам и иным театрально-зрелищным предприятиям, обязывающих их информировать зрителей о трактовке постановки - классической или современной. Поэтому норм закона театр не нарушал. А если театр не нарушил закон, значит, ответственности по иску зрителя он не несет. При этом понятие "классическая постановка" весьма расплывчато, и четких критериев этого термина не существует. Обязательных требований к постановке законодательство также не содержит. Получив права от авторов и иных правообладателей на использование пьесы/музыки/оформления для создания спектакля, театр ставит спектакль, исходя из собственных возможностей и собственного видения. Постановка - результат творческой деятельности режиссера-постановщика спектакля, художника-постановщика, хореографа, артистов и других участников творческого коллектива. Каждый из них вносит свой творческий вклад в спектакль, а творчеству присуща новизна и оригинальность. Произведение искусства воспринимается всегда субъективно, и кому-то оно нравится, а кому-то нет. Известно, как провалился на премьере спектакль "Чайка" в Александринском театре. И практически у каждого творца бывают не только успешные постановки, но творческие неудачи - это нормально. Ненормально, на мой взгляд, предъявлять иски по каждому непонравившемуся спектаклю, фильму, книге и т.д. Даже если "творение" и кажется кому-то слабым, неудачным. Искусство - не спорт, где есть четкие критерии определения победителя. Возможно, кто-то из зрителей в Сыктывкаре увидел в упомянутой выше сцене из "Гамлета" не изнасилование, а совокупление по взаимному согласию, а кто-то мог вообще не увидеть никаких намеков на половой акт. Думаю, что были и такие зрители, которым возмутившие истца сцены, напротив, понравились. И, кстати, жизнь показывает, что эротика в искусстве чаще привлекает зрителей, чем отпугивает. Для этого и включаются такие сцены. Претензии об искажении пьесы может предъявлять автор, его наследник, в том числе, как в рассматриваемом случае, - наследники переводчика Б.Л. Пастернака. Так, к примеру, несколько лет назад наследниками композитора С.С. Прокофьева была запрещена постановка балета "Золушка" в одном из театров Латвии, где действие происходило в борделе. И это законное право авторов, их наследников и иных правопреемников. Как представляется, требование, чтобы спектакль "соответствовал обычаям делового оборота", некорректно. Обычаев в творчестве нет и быть не может - в творчестве стандартов нет. Закон о защите прав потребителей наделяет потерпевшего правом требования возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Неудачное, по субъективному мнению истца, творческое решение спектакля к указанным в законе "недостаткам" не относится. Воздействовать на театр возможно, мне кажется, только одним способом - не покупать билеты. "Непокупаемый" спектакль быстро снимут с репертуара, и театр будет искать возможность привлечь зрителя другой постановкой. Если бы на спектакле "Гамлет" половина зрителей встала и вышла из зала, то, допускаю, руководство театра подумало бы о замене так не понравившихся публике сцен. Но ведь на "Гамлете" все досидели до конца - даже "потерпевший". Спектакль может быть закрыт не зрителем, которому не понравилась трактовка пьесы, а исключительно самим театром - по художественным, финансовым или иным соображениям. Вышестоящая инстанция, в чьем ведении находится театр, также может принять решение о снятии спектакля, но исключительно по основаниям, установленным законом. Ирина Тулубьева, юрист. "Профиль"
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва