СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1843
03 февраля 2012 года
Плоти – плоть. Духу – дух. М.И. Цветаева
Он увидел бездну. Это был открытый рот его мёртвой матери: чернота без вдоха и выдоха, без дна, без конца, она затягивала и жаждала – но не этого перекошенного и остро пахнущего человеческим страхом пространства, а именно его, его первого, его главного – в своё нутро; и зияла призывно. Илья еле отвел глаза. Всю дорогу домой он слишком подробно в мыслях своих клял – и эту работу на другом конце города, и эти позарез нужные деньги, которые сегодня обещали, и эту маршрутку с низким потолком, где все места были заняты, так что теперь он ехал стоя, согнувшись в три погибели, и сальный затылок водителя, и этих демонстративно алёкающих в свои сотовые пассажиров, и это никогда не умолкающее радио… Он понимал, что всё это отвлекает его от главного, и сам отчаянно и благодарно цеплялся за любой раздражитель, за всё, что можно было складывать в бесконечную цепочку мыслей. Главное – следить, чтобы она не прерывалась, и не пускать в неё страшного, не чувствовать пульсации сразу свершившегося после «быстро приезжайте!» знания, ноющего где-то в тыльной части тесной черепной коробки… Он не успел. Мать лежала, закрыв глаза и высоко задрав подбородок, и мерно, с хрипом дышала. Она была как машина, черпающая ртом тонну воздуха, чтобы, не удержав, обрушить её со всего размаха и разбить вдрызг, но страшного удара не следовало: чугунная тяжесть вдоха обращалась летучим гелием, с тихим шипением сочился он из неработающих легких; оседал куда-то вглубь, и, обессиленный, не достигал дна, и растворялся где-то по вертикали, а механизм по инерции вгрызался в другой кусок воздуха. Соседка, тихо вышедшая из комнаты Илье навстречу, сказала, что врач сделал матери укол, и теперь она спит. Он поспешил успокоиться. «Подушки так высоко, кто же так положил, совсем неудобно», - почему-то подумалось. - Сказали, если до утра дотянет – то выживет, - сообщила ещё одну новость соседка и покачала головой. Выживет… Лицо гипсовое, острый нос и запах тяжелого пота. Выживет… Показалось, показалось, просто долгая болезнь, просто приступ удушья. Сколько их было. Просто костяная бледность… За свои неполные сорок Илье приходилось видеть смерть только издали. Он вдруг вспомнил маленький гарнизонный городок, затерянный в степи. Окна дома, в котором он жил в детстве, выходили на дорогу, дорога вела на аэродром: почти каждый день по ней проезжали машины с покойниками. Покойники «улетали на родину» - так объясняла мать. Вдоль дороги то тут, то там постоянно лежали грязные, раздавленные машинами гвоздики. С тех пор Илья невзлюбил самолеты. Железная дорога тоже подвела: однажды, уезжая на летние каникулы к бабушке, Илье пришлось долго ждать поезда, и от нечего делать он стал нажимать разные кнопки механической справочной машины, которую обнаружил, слоняясь по душному вокзалу. Загипнотизированный движением переворачивающихся табличек, он постепенно изучил и правила поведения пассажиров, и расписание движения поездов, и правила перевозки собак, и обнаружил, наконец, «правила перевозки умерших». Их следовало перевозить в закрытых, запаянных цинковых гробах в отдельном вагоне, с сопровождающим, по какому-то отдельному билету такой-то стоимости в зависимости от какой-то зоны дальности, так он запомнил. Пораженный новым знанием, которого хотел и не мог избежать, мальчик долго всматривался в каждый вагон каждого поезда. Может, он с виду – вагон как вагон, вот этот или тот, со шторками даже, но внутри него стоит в темноте запаянный гроб. Будет ехать рядом. Илья – к бабушке на каникулы, а тот – к себе на похороны. В духоте и темноте. Однажды маленький Илья всё-таки посмотрел на смерть. Именно посмотрел, как зритель, не смог сдержать любопытства. Небольшой гроб, установленный на табуретках во дворе соседнего дома, плотно обступили люди. Среди них чем-то выделялись – может, одеждами… вот, кружевными платками черными – пожилая женщина и рядом – девочка. А в гробу лежала красивая молодая женщина. Голова в белом трогательном платочке, а лицо строгое. Очень бледное только. Совсем не страшно. «Утонула, мать утонула», - шептались вокруг, и глазели на девочку, и жалели её. Девочка не плакала, плакала женщина. Молча вытирала слёзы платочком, тоже белым, а слёзы все текли и текли. Потом Илье дали конфет и сказали, что надо съесть их и «помянуть». Он понял эти слова по-своему и незаметно выбросил конфеты за домом: было страшно их есть. Съешь – и никогда не забудешь, и сам умрешь, уверен был.
В комнате зазвонил телефон. Илья вздрогнул, снял трубку. - Ну, что она? – раздался жалобный голос женщины, которая когда-то работала вместе с матерью. Они приятельствовали. - Спит вроде бы… - растерянно ответил он. - А дышит часто? Илья прислушался. - Часто… ей укол сделали… Звонившая вдруг зарыдала и бросила трубку. Странная женщина. Дыхание матери стало тихим. «Лекарство подействовало, слава богу», - подумал Илья и позволил себе короткую передышку: вышел перекурить. Вернулся и оторопел. В комнате что-то произошло: стало немыслимо тихо, и потолок от этой тишины будто ушёл ввысь, и занавески будто колыхнулись, а не двигались. Недвижимо, одним целым белым куском напротив – кровать, смятые простыни, мать. И чувствовал Илья чьё-то еще присутствие, и страшно ему было пошевелиться, не мог он ни сесть, ни встать, ни дышать: казалось ему – вот одно только движение, и заденешь что-то, что и назвать нельзя… Сколько он так стоял, что потом делал, - он помнил смутно, как в дурном сне. Несколько раз пытался подвязать умершей челюсть, никогда в жизни он этого не делал, долго не мог сообразить, чем и как, мучился, с трепетом прикасаясь к влажным волосам матери, от них еще шло тепло. Платок, который он нашел в шкафу и свернул наподобие бинта, постоянно съезжал с её головы. Он затягивал его на макушке покойницы дурацким бабьим узлом, узел тут же расплетался, и мёртвый рот упрямо распахивался снова. - Мама, ну что же ты! Что же ты это… мама моя… - не выдержал Илья, прижал безвольную мёртвую голову к себе, издал странный звук, будто кашлем захлебнулся, и кинулся прочь. Соседка, пожилая женщина, поняв всё с одного взгляда, без лишних слов сделала все как надо, вызвала «скорую» и увела Илью из комнаты. Машины долго не было, и всё это время они сидели на кухне, молчали. Когда приехал врач, ей что-то срочно понадобилось дома, и она ушла. Доктор быстро прошел в комнату, деловито пощупал покойнице пульс, посветил в глаза, засунул руку под одеяло, выдернул. - Когда она умерла? Илья замешкался с ответом. - Полчаса назад где-то… - произнес неуверенно. - Какое там полчаса! Ноги уже ледяные совсем, - недовольный ответом, утвердил врач. «А у неё ноги мерзли всегда. В последнее время особенно, всё жаловалась…», - подумал Илья. Ему почему-то хотелось сказать этому высокомерному человеку, мол, наклонитесь, доктор, наклонитесь, неужели не ясно вам: у неё же тепло от головы идёт, она только что была живая, только что была, вот, на моих глазах, а вы говорите, что же выходит, я – вру? - но он промолчал. Врач, не пробыв в комнате и трех минут, вышел на кухню, громко подвинул к себе табурет, уселся, быстро написал что-то на бумажке, демонстративно положил её на стол и двинулся к выходу. - Всё? – растерялся Илья. -Всё. - А мне что делать… теперь? - Что-что… вызывайте санитаров! - А… как? Врач посмотрел на него, как на сумасшедшего, потом достал из кармана маленький клочок бумаги, быстро записал на нём телефонный номер, попрощался и вышел. Илья позвонил, продиктовал адрес. Ему сказали приготовить две простыни и деньги. Ждать остался на улице, не мог войти в дом один. Санитары не торопились, и он сильно продрог, шагая от крыльца до раскрытых ворот, выглядывал из них на дорогу, поджигая одну сигарету за другой. Вернулась соседка. Принесла бутылку водки и огурец на тарелочке. Прошли в дом, сели на кухне. Она налила ему целый стакан и приказала: - Пей залпом. Он выпил, как воду. Потом пришла санитарная машина. Двое щуплых на вид парней скользнули в комнату. Один всё время молчал и смотрел в потолок, другой, видимо, старший, тихим ласковым голосом что-то рассказывал, будто пел, и глазами своими блестящими всё Илье в глаза заглядывал, и благообразно так улыбался: что-то неприятное, плотоядное было в нём. «Он говорит со мной, будто буйно помешанного уговаривает, а сам чуть ли не руки потирает от радости», - понял, что его так раздражает в санитаре, Илья. Оставив на столе еще одну бумажку и получив причитающиеся деньги, говорливый попросил «заказчика» и соседку выйти и не мешать: теперь им нужно «поработать». Второй санитар уже расстелил на полу возле кровати покойной белую простынь и сдёрнул с матери покрывало. На улице Илья снова закурил. В дверях послышался шум, глухие удары чужих ног о пол, резкие возгласы. - Не смотри! – вдруг рявкнула соседка и постаралась развернуть его в другую сторону, но было поздно, он увидел: санитары тащили мать, будто куль с песком, тело просело в простынях, сложившись чуть ли не пополам. Они несколько раз ударили её – то головой о косяк двери, то чуть не копчиком – об пол, а потом волокли по асфальту двора за ворота. У Ильи потемнело в глазах, и больше из этого дня он ничего не помнил.
***
Организацию процесса и прочее целиком взяла на себя соседка, пожалела Илью, а больше и некому было. Похороны пришлось на неделю отложить: слишком много смертей выпало на эти мартовские дни, кладбищенские не справлялись, и тут очередь. Всё это время Илья пил по-черному. Образовалась в нём какая-то страшная пустота – в голове, в животе, повсеместно, где ни сделает шаг, руку ни протянет – так и провалится, будто в дыру. Рот откроет что-то сказать, и, как рыба, - губами шлёп-шлёп, пустота на них пузырями лопается… И не брала его водка. Не отпускала завернутая с головой в простыни мать.
*** Гробы на лавках стояли рядом, тесно, низкими бортами едва не касались. В зыбкой полутьме этой маленькой церкви при свечном мерцании казалось, они даже покачивались, будто лодки у причала. Яркие лодки, вместо краски тканью покрытые: одна цыплячьего цвета, будто бы в золотую крапину даже, другая – почтенно-сиреневая, плотными и ровными складками задрапирована. Кто-то сидел и вымерял их линейкой, не иначе, – до того были ровные. Ма-те-ма-ти-че.. тичес-ки ровные. Параллельные прямые никогда. Зачем они ровные?! Бутафорские лодки! На раз плюнуть дешево сколочены, далеко на них уплывешь? И куда? «Куд-куда, куд-куда, так и бегаем курами, куда – не знаем… И не узнаем: много чести, знай себе, бегай, пока не добегаешься», – крутилось у Ильи в голове. На отпевание пришли немногие: будний день, да и толпиться особо некому, что уж там. Из белой пены гробовых покрывал возвышались покойницы. В крапчатом веселом гробу – чья-то беленькая старушка, аккуратно подрумяненная, лежала уютно и чему-то напоследок улыбалась, будто во сне. В сиреневом роскошном – вытянулась мать. Илья не узнавал её: чужое серое сморщенное лицо, неровные седые вихры из-под платка, сбившийся ниже бровей бумажный венчик на запрокинутой голове, поджатые губы... Это всё что угодно, но не она. Муляж. Не мать. Между гробами по-хозяйски передвигалась невысокая женщина в неприметной одежде. Она уверенно сдвинула в ноги покойницам выбранные роднёй покрывала, заменила церковными, – пунктиры и черные линии на них складывались издалека в какую-то простую геометрическую фигуру, название которой Илье почему-то непременно хотелось вспомнить, и вспомнить никак не получалось… А еще это было похоже на простейшую географическую карту. И даже не карту, а схему. Так, так, так и вот так – глядишь, не заблудишься… Помощница ярусами расположила на усопших цветы и расставила по четырём сторонам каждого гроба тонкие свечки. Тихо скомандовала родственникам, где лучше встать. С улицы просочились внутрь церкви житейские звуки: подъехала машина, раздались голоса, у входа образовалось какое-то движение. Четыре огромных мужика с трудом внесли еще один гроб, светло-зеленый, его поставили на два табурета почти у самого выхода. Новоприбывший гроб тут же обступили родственники: пустота замкнулась. Опоздавшей старушке-покойнице в гробу было тесно, не рассчитали, видно, с размером: из-под одеяла в самой узкой части гроба, впритык, торчали наполовину вверх её ступни в каких-то домашних тапочках. Подошла женщина-устроительница, приоткрыла покрывало, разрезала ножницами верёвку, которая связывала ноги умершей. Раздался тихий щелчок: носки тапочек точно разошлись по углам, как в пазы встали. У маленькой конторки, где обычно торгуют свечами, вдруг зазвонил телефон. Илья вздрогнул и покосился на гробы. Покойницы не шевельнулись. Устроительница была уже там: она тихо ответила на какой-то вопрос звонившего и бесшумно положила трубку на рычаг. Вышел усталый священник, и отпевание, наконец, началось. Священник торопился и пел невнятно. «Новопреставленна Любовь, новопреставленна Мария, новопреставленна Вера», - только и можно было разобрать. Двигалось, как маятник, кадило, въедался в ноздри его сладкий дым, пространство мерцало и чуть подергивалось, и очень хотелось спать…
***
Автобус отстал от катафалка и долго плутал по узким дорожкам городского кладбища, не вписываясь с первого раза ни в один поворот. Когда, наконец, нужный квартал и ряд были найдены, и все добрались до конечного пункта пути, оказалось, что гроб уже в могиле: носильщики не стали ждать. Илья последним, сильно пошатываясь, зачерпнул горсть земли, не глядя, бросил её в глубь. Могильщики заработали лопатами, забрасывали быстро, мощно. Один, молодой, даже вспотел и, недолго думая, стянул с себя мокрую футболку. Двигались под его лоснящейся от пота кожей тугие мускулы, и это немного смущало пришедших на похороны женщин.
*** Ему было очень плохо. Ноги заплетались, путались в кладбищенской траве, несколько раз он поскальзывался, его прибивало к чужим могилам, заросшим или ухоженным – здесь всюду были чьи-то лица, много, много лиц, они мелькали перед глазами, окружали его, смотрели в спину белыми овалами. Илья не понял, как остался на кладбище, почему не уехал со всеми… Голова кружилась, его мутило. Спустя какое-то время ему удалось выбраться из рядов на широкую дорогу, разделяющую тихие кварталы. Он оказался около огромного квадратного бака, на котором сквозь ржавь ещё просматривалось трафаретное: «ВОДА». Ниже, прямо на уровне его глаз, жирным белым кто-то накарябал: «Марина 8-903-… … как кошка». Буквы возвратного глагола были аккуратно заштрихованы ярко-зелеными квадратами, но всё-таки безошибочно угадывались сквозь свежую краску. Илья опустился на бордюр рядом с кучей старых выцветших венков и долго пытался осмыслить то, что схватили глаза. «Как кошка…». Осмыслил. Ухмыльнулся. Захотел встать, шатнулся вперед, клюнул головой, и вдруг его вырвало. Утробная жижа стекала со штанины, и он только размазывал её, тщетно пытаясь стряхнуть. - Ах, какой красавец, помереть - не встать! – прозвучал вдруг прямо над его головой чей-то звонкий голос. - Что, дружочек? Обгадился, смотрю? И повод, как пить дать, есть… дай-ка угадаю… Прямо перед Ильёй стояла невысокая женщина. Выглядела она странно, он увидел это в обратном порядке: шлёпанцы, в них - шерстяные грубые носки, в них - голые ноги, над округлыми коленками – подол короткого домашнего халата, точно такие ещё бабы в больничных отделениях носят, и сверху – стеганый ватник. В руках баночка с зеленой краской и кистью. Пышная, круглолицая, рябая, молодая, рыжая. Он застыдился, поводил пальцем, мол, нет, нет, не надо здесь, как кошка, не надо, всё-таки как-то так, хотел он сказать, но вместо слов невнятно что-то промычал и махнул рукой. - Кто? – спросила она так, будто это ему нужен ответ, а сама споро закрашивала оставшиеся от похабного объявления буквы. Илья, будто насосом, набрал в себя воздуха и выдохнул его разом: - М-ма! Он, не вставая и покачиваясь, с вызовом смотрел куда-то вбок и вверх, и всё руками разводил, а может, отмахивался – вот, мол, вот! – кругом одни овалы белые! – Убиваешься, как первый смертный за вратами райскими, - вдруг с тихой досадой произнесла рыжая, произнесла как самой себе, и даже руки – с кисточкой и банкой - опустила. – Всем будто память отшибло... В кроне старого кипариса за оградкой, что была прямо напротив, хрустнула ветка. Они обернулись на звук. По стволу дерева важно, не торопясь, вниз головой спускалась белка. На секунду приподняла серую мордочку с кисточками на ушах, уставилась на людей своими черными бусинами, замерла и вдруг скрылась в ветвях. Женщина не выдержала, улыбнулась. Илья почувствовал, как уголки его губ тоже потянуло в разные стороны… - Ладно… мне скоро ворота закрывать. Давай-ка, пойдём… - Куда? - Куда-куда… на Кудыкину гору, воровать помидоры… Илья помотал головой, но уже пытался подняться. - Давай, давай… Сейчас отчищу тебя, в божеский вид приведу, ещё потопаешь, - она помогла ему встать. – И хватит!
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва