Заказать третий номер








Просмотров: 1843
03 февраля 2012 года

Плоти – плоть. Духу – дух.

                                 М.И. Цветаева

 

 Он увидел бездну. Это был открытый рот его мёртвой матери: чернота без вдоха и выдоха, без дна, без конца, она затягивала и жаждала – но не этого перекошенного и остро пахнущего человеческим страхом пространства, а именно его, его первого, его главного – в  своё нутро; и зияла призывно. Илья  еле отвел глаза.

 Всю дорогу домой он слишком подробно в мыслях своих клял – и эту работу на другом конце города, и эти позарез нужные  деньги, которые сегодня обещали, и эту маршрутку с низким потолком, где все места были заняты, так что теперь он ехал стоя, согнувшись в три погибели, и сальный затылок водителя, и этих демонстративно алёкающих в свои сотовые пассажиров, и это никогда не умолкающее радио…  Он понимал, что всё это отвлекает его от главного, и сам отчаянно и благодарно цеплялся за любой раздражитель, за всё, что можно было складывать в бесконечную цепочку мыслей. Главное – следить, чтобы она не прерывалась, и не пускать в неё страшного, не чувствовать пульсации сразу свершившегося после «быстро приезжайте!» знания, ноющего где-то в тыльной части тесной черепной коробки…  

Он не успел. Мать лежала, закрыв глаза и высоко задрав подбородок, и мерно, с хрипом дышала. Она была как машина, черпающая ртом тонну воздуха, чтобы, не удержав, обрушить её со всего размаха и разбить вдрызг, но страшного удара не следовало: чугунная тяжесть вдоха обращалась летучим гелием, с тихим шипением сочился он из неработающих легких; оседал куда-то вглубь, и, обессиленный, не достигал дна, и растворялся где-то по вертикали, а механизм по инерции  вгрызался в другой кусок воздуха.

Соседка, тихо вышедшая из комнаты Илье навстречу, сказала, что врач сделал матери  укол, и теперь она  спит.  Он поспешил успокоиться. «Подушки так высоко, кто же так положил, совсем неудобно», - почему-то подумалось.

- Сказали, если до утра дотянет  – то выживет, - сообщила ещё одну новость соседка и покачала головой.

Выживет… Лицо гипсовое, острый нос и запах тяжелого пота. Выживет… Показалось, показалось, просто долгая болезнь, просто приступ удушья.  Сколько их было. Просто костяная бледность…

За свои неполные сорок Илье приходилось видеть смерть только издали. Он вдруг вспомнил маленький гарнизонный городок, затерянный в степи. Окна дома, в котором он жил в детстве, выходили на дорогу, дорога  вела на аэродром: почти каждый день по ней проезжали машины с покойниками. Покойники «улетали на родину» - так объясняла мать. Вдоль дороги то тут, то там  постоянно лежали грязные, раздавленные машинами гвоздики. С тех пор Илья невзлюбил самолеты.

Железная дорога тоже подвела: однажды, уезжая на летние каникулы к бабушке, Илье пришлось долго ждать поезда, и от нечего делать он стал нажимать разные кнопки механической справочной машины, которую обнаружил, слоняясь по душному вокзалу.

Загипнотизированный движением переворачивающихся табличек, он постепенно изучил и правила поведения пассажиров, и расписание движения поездов, и правила перевозки собак, и обнаружил, наконец, «правила перевозки умерших». Их следовало перевозить в закрытых, запаянных цинковых гробах в отдельном вагоне, с сопровождающим, по какому-то отдельному билету такой-то стоимости в зависимости от какой-то зоны дальности,  так он запомнил.

Пораженный новым знанием, которого хотел и не мог избежать, мальчик  долго всматривался в каждый вагон каждого поезда. Может, он с виду – вагон как вагон, вот этот или тот, со шторками даже, но  внутри него стоит в темноте запаянный гроб. Будет ехать рядом. Илья – к бабушке на каникулы, а тот – к себе на похороны. В духоте и темноте.

Однажды маленький Илья  всё-таки посмотрел на смерть. Именно посмотрел, как зритель, не смог сдержать любопытства. Небольшой гроб, установленный на табуретках во дворе соседнего дома, плотно обступили люди. Среди них чем-то выделялись – может, одеждами…  вот,  кружевными платками черными – пожилая  женщина и рядом – девочка. А в гробу лежала красивая молодая женщина.  Голова в белом трогательном платочке, а  лицо строгое. Очень бледное только. Совсем не страшно.

 «Утонула, мать утонула», - шептались вокруг, и глазели на девочку, и жалели её. Девочка не плакала, плакала женщина. Молча вытирала слёзы платочком, тоже белым, а слёзы все текли и текли.

Потом Илье дали конфет и сказали, что надо съесть их и «помянуть».  Он понял эти слова по-своему и незаметно выбросил конфеты за домом: было страшно их есть. Съешь – и никогда не забудешь, и сам умрешь, уверен был.

  

В комнате зазвонил телефон. Илья вздрогнул, снял трубку.

- Ну, что она? – раздался жалобный голос женщины, которая когда-то работала вместе с матерью. Они приятельствовали.

- Спит вроде бы… - растерянно ответил он.

- А дышит часто?

Илья прислушался.

- Часто… ей укол сделали…

Звонившая вдруг  зарыдала и бросила трубку. Странная женщина.

Дыхание матери стало тихим. «Лекарство подействовало, слава богу», - подумал  Илья и позволил себе короткую передышку: вышел перекурить.

Вернулся и оторопел.  В комнате что-то произошло: стало немыслимо тихо, и потолок от этой тишины будто ушёл ввысь, и занавески будто колыхнулись, а не двигались. Недвижимо, одним целым белым куском напротив – кровать, смятые простыни, мать. И чувствовал Илья чьё-то еще присутствие, и  страшно ему было пошевелиться, не мог он ни сесть, ни встать, ни дышать: казалось ему – вот одно только  движение, и заденешь  что-то, что и назвать нельзя…

Сколько он так стоял, что потом делал, - он помнил смутно, как в дурном сне. Несколько раз пытался подвязать умершей челюсть, никогда в жизни он этого не делал, долго не мог сообразить, чем и как, мучился, с трепетом прикасаясь к влажным волосам матери, от них еще шло тепло. 

Платок, который он нашел в шкафу и свернул наподобие бинта, постоянно съезжал с её головы.  Он затягивал его на макушке покойницы дурацким бабьим узлом, узел тут же расплетался, и мёртвый рот упрямо распахивался снова.

- Мама, ну что же ты! Что же ты это… мама моя… - не выдержал Илья, прижал безвольную мёртвую голову к себе, издал странный звук, будто кашлем захлебнулся, и кинулся прочь.

Соседка, пожилая женщина, поняв всё с одного взгляда, без лишних слов сделала все как надо, вызвала «скорую» и увела Илью из комнаты. Машины долго не было, и всё это время они сидели на кухне, молчали.  Когда приехал врач,  ей что-то срочно понадобилось дома, и она ушла.

Доктор быстро прошел в комнату, деловито пощупал покойнице пульс, посветил в глаза, засунул руку под одеяло, выдернул.

- Когда она умерла?

Илья замешкался с ответом.

-  Полчаса назад где-то… - произнес неуверенно.

- Какое там полчаса! Ноги уже ледяные совсем, - недовольный ответом, утвердил врач.

«А у неё ноги мерзли всегда. В последнее время особенно, всё жаловалась…», - подумал Илья. Ему почему-то хотелось сказать этому высокомерному человеку, мол, наклонитесь, доктор, наклонитесь, неужели не ясно вам: у неё же тепло от головы идёт, она только что была живая, только что была, вот, на моих глазах, а вы говорите, что же выходит, я – вру? - но  он промолчал.

Врач, не пробыв в комнате и трех минут, вышел на кухню, громко подвинул к себе табурет, уселся, быстро написал что-то на бумажке, демонстративно положил её на стол и двинулся к выходу.

- Всё? – растерялся Илья.

-Всё.

- А мне что делать… теперь?

- Что-что… вызывайте санитаров!

- А… как?

Врач посмотрел на него, как на сумасшедшего, потом достал из кармана маленький клочок бумаги, быстро записал на нём телефонный номер, попрощался и вышел.

Илья позвонил, продиктовал адрес. Ему сказали приготовить две простыни и деньги. Ждать остался на улице, не мог войти в дом один. Санитары не торопились, и он сильно продрог, шагая от крыльца до раскрытых ворот, выглядывал из них на дорогу, поджигая одну сигарету за другой.

Вернулась соседка. Принесла бутылку водки и огурец на тарелочке. Прошли в дом, сели на кухне.

Она налила ему целый стакан и приказала:

- Пей залпом.

Он выпил, как воду.

Потом пришла санитарная машина.  Двое щуплых на вид парней скользнули в комнату. Один всё время молчал и смотрел в потолок, другой, видимо, старший, тихим ласковым голосом что-то рассказывал, будто пел, и глазами своими блестящими всё Илье в глаза заглядывал, и благообразно так улыбался: что-то неприятное, плотоядное было в нём. 

«Он говорит со мной, будто буйно помешанного уговаривает, а сам чуть ли не руки потирает от радости», - понял, что его так раздражает в санитаре, Илья.

Оставив на столе еще одну бумажку и получив причитающиеся  деньги, говорливый попросил «заказчика» и соседку  выйти и не мешать: теперь им нужно «поработать». Второй санитар уже расстелил на полу возле кровати покойной белую простынь и сдёрнул с матери покрывало.

На улице Илья снова закурил. В дверях послышался шум, глухие удары чужих ног о пол, резкие возгласы.

- Не смотри! – вдруг рявкнула соседка и постаралась развернуть его в другую сторону, но было поздно, он увидел: санитары тащили мать, будто куль с песком, тело просело в простынях, сложившись чуть ли не пополам. Они несколько раз ударили её – то головой о  косяк двери, то чуть не копчиком  – об пол, а потом волокли по асфальту двора за ворота. У Ильи потемнело в глазах, и больше из этого дня он ничего не помнил.

 

***

 

Организацию процесса  и прочее  целиком взяла на себя соседка, пожалела Илью, а больше и некому было. Похороны пришлось на неделю отложить: слишком много смертей выпало на эти мартовские дни, кладбищенские не справлялись, и тут очередь.

Всё это время  Илья пил по-черному. Образовалась в нём какая-то страшная пустота – в голове, в животе, повсеместно, где ни сделает шаг, руку ни протянет – так и провалится,  будто в дыру.  Рот откроет что-то сказать, и, как рыба, - губами шлёп-шлёп, пустота на них пузырями лопается… И не брала его водка. Не отпускала  завернутая  с головой в простыни мать.

 

***

Гробы на лавках  стояли рядом, тесно, низкими бортами едва не касались. В зыбкой полутьме этой маленькой церкви при свечном мерцании казалось, они даже покачивались, будто лодки  у причала.

Яркие лодки, вместо краски тканью покрытые: одна цыплячьего цвета, будто бы в золотую крапину даже, другая – почтенно-сиреневая, плотными и ровными складками задрапирована. Кто-то сидел и вымерял их линейкой, не иначе, –  до того были ровные. Ма-те-ма-ти-че.. тичес-ки ровные. Параллельные прямые никогда. Зачем они ровные?!

Бутафорские лодки! На раз плюнуть дешево сколочены, далеко на них уплывешь? И куда?

«Куд-куда, куд-куда, так и бегаем курами, куда – не знаем… И не узнаем: много чести, знай себе, бегай, пока не добегаешься», –  крутилось у Ильи в голове.

На отпевание пришли немногие: будний день, да и толпиться особо некому, что уж там. Из белой пены гробовых покрывал возвышались покойницы. В крапчатом веселом  гробу – чья-то беленькая старушка, аккуратно подрумяненная, лежала уютно и чему-то напоследок улыбалась, будто во сне. В сиреневом роскошном  –  вытянулась мать.

Илья не узнавал её: чужое серое сморщенное  лицо, неровные седые вихры из-под платка, сбившийся ниже бровей бумажный венчик на запрокинутой голове, поджатые губы... Это всё что угодно, но не она. Муляж. Не мать.

Между гробами по-хозяйски передвигалась невысокая женщина в неприметной одежде. Она  уверенно сдвинула в ноги покойницам  выбранные роднёй покрывала, заменила церковными,  – пунктиры и черные  линии на них  складывались издалека в какую-то простую геометрическую фигуру, название которой Илье почему-то непременно хотелось вспомнить, и вспомнить никак не получалось… А еще это было похоже на простейшую географическую карту.  И даже не карту, а схему. Так, так, так и вот так – глядишь, не заблудишься…

Помощница ярусами расположила на усопших цветы и расставила по четырём сторонам  каждого гроба тонкие свечки. Тихо скомандовала родственникам, где лучше встать.

С улицы просочились внутрь церкви житейские звуки: подъехала машина, раздались голоса, у  входа образовалось какое-то движение.  Четыре огромных мужика с трудом внесли еще один гроб, светло-зеленый, его поставили на два табурета почти у самого выхода. Новоприбывший гроб тут же обступили родственники: пустота замкнулась.  Опоздавшей старушке-покойнице в гробу было тесно, не рассчитали, видно, с размером: из-под одеяла в самой узкой части гроба, впритык, торчали наполовину  вверх её ступни в каких-то домашних тапочках.

Подошла женщина-устроительница, приоткрыла покрывало, разрезала ножницами верёвку, которая связывала ноги умершей. Раздался тихий щелчок: носки тапочек точно разошлись по углам, как в пазы встали.

У маленькой конторки, где обычно торгуют свечами, вдруг зазвонил телефон. Илья вздрогнул и покосился на гробы. Покойницы не шевельнулись.

Устроительница была уже там: она тихо ответила на какой-то вопрос звонившего и бесшумно положила трубку на рычаг. Вышел усталый священник, и отпевание, наконец, началось.

Священник торопился и пел невнятно. «Новопреставленна Любовь, новопреставленна Мария, новопреставленна Вера», - только и можно было разобрать. Двигалось, как маятник, кадило, въедался в ноздри его сладкий дым, пространство мерцало и чуть подергивалось, и очень хотелось спать…

 

***

 

Автобус отстал от катафалка и долго плутал по узким дорожкам городского кладбища, не вписываясь с первого раза ни в один поворот. Когда, наконец, нужный квартал и ряд были найдены, и все добрались до конечного пункта пути, оказалось, что гроб уже в могиле: носильщики не стали ждать.

Илья последним, сильно пошатываясь, зачерпнул горсть земли, не глядя, бросил её в глубь. Могильщики заработали лопатами, забрасывали быстро, мощно. Один, молодой, даже вспотел и, недолго думая, стянул с себя мокрую футболку. Двигались под его лоснящейся от пота кожей тугие мускулы, и это немного смущало пришедших на похороны женщин.

 

***

Ему было очень плохо. Ноги заплетались, путались в кладбищенской траве, несколько раз он поскальзывался, его прибивало к чужим могилам, заросшим или ухоженным – здесь всюду были  чьи-то лица, много, много лиц, они мелькали перед глазами, окружали его, смотрели  в спину белыми овалами.

Илья не понял, как остался на кладбище, почему не уехал со всеми… Голова кружилась, его мутило. Спустя какое-то время ему удалось выбраться из рядов на широкую дорогу, разделяющую тихие кварталы. Он оказался около огромного квадратного бака, на котором  сквозь ржавь ещё просматривалось трафаретное: «ВОДА».  

Ниже, прямо на уровне его глаз,  жирным белым  кто-то накарябал: «Марина 8-903-… … как кошка».

Буквы возвратного глагола были аккуратно заштрихованы ярко-зелеными квадратами, но всё-таки безошибочно угадывались сквозь свежую краску.

Илья опустился на бордюр рядом с кучей старых выцветших венков и долго пытался осмыслить то, что схватили глаза. «Как кошка…». Осмыслил. Ухмыльнулся. Захотел встать,  шатнулся вперед, клюнул головой, и вдруг его вырвало. Утробная жижа стекала со штанины, и он только размазывал её, тщетно пытаясь стряхнуть.

- Ах, какой красавец, помереть - не встать! – прозвучал вдруг прямо над его головой чей-то звонкий голос. -  Что, дружочек? Обгадился, смотрю? И повод, как пить дать, есть…  дай-ка угадаю…

Прямо перед Ильёй стояла невысокая женщина. Выглядела она странно, он увидел это в обратном порядке: шлёпанцы, в них - шерстяные грубые носки, в них -  голые ноги, над округлыми коленками – подол короткого домашнего халата, точно такие ещё бабы в больничных отделениях носят, и сверху – стеганый ватник. В руках баночка с зеленой краской и кистью. Пышная, круглолицая, рябая, молодая, рыжая.

Он застыдился, поводил пальцем, мол, нет, нет, не надо здесь, как кошка, не надо, всё-таки как-то так, хотел он сказать, но вместо слов невнятно что-то промычал и махнул рукой.

- Кто? – спросила она так, будто это ему нужен ответ, а сама споро закрашивала оставшиеся от похабного объявления буквы.

Илья, будто насосом, набрал в себя воздуха и выдохнул его разом:

- М-ма!

Он, не вставая и покачиваясь, с вызовом смотрел куда-то вбок и вверх, и всё руками разводил, а может, отмахивался – вот, мол, вот! – кругом одни овалы белые!

– Убиваешься, как первый смертный за вратами райскими,  - вдруг с тихой досадой произнесла рыжая, произнесла как самой себе, и даже руки – с  кисточкой  и банкой -   опустила. – Всем будто память отшибло...

 В кроне старого кипариса  за оградкой, что была прямо напротив, хрустнула ветка. Они обернулись на звук. По стволу дерева важно, не торопясь, вниз головой спускалась белка. На секунду приподняла серую мордочку с кисточками на ушах, уставилась на людей своими черными бусинами, замерла и вдруг скрылась в ветвях. 

Женщина не выдержала, улыбнулась.  Илья почувствовал, как уголки его губ  тоже потянуло в разные стороны…

- Ладно… мне скоро ворота закрывать. Давай-ка, пойдём…

- Куда? 

- Куда-куда… на Кудыкину гору, воровать помидоры…

 Илья помотал головой, но уже пытался подняться.

 - Давай, давай… Сейчас отчищу тебя, в божеский вид приведу, ещё потопаешь, -  она помогла ему встать. – И хватит!

фото Андрей Кром

 


 
No template variable for tags was declared.
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 01:13:51

Я требую в обязательном порядке переписать финал. Я не знаю, каким он должен быть. Но совершенно точно, что не таким, как есть, потому что напряжение, возникающее с самой первой буквы, требует разрядки. А разрядки-то и не получается. Эмоции не находят выхода. Последняя сцена рассказа звучит гораздо приглушённее, чем весь предшествующий текст. А организм желает катарсиса.
Вот примерно где-то так )))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 14:06:06

И понимаю вроде бы Ваше, Любовь, требование, но если подумать... Ну, какой катарсис? В этой истории может быть только то, что есть: выход показали!... Рассказ очень сильный, беспощадный. Он сам по себе действует как "очищение, возвышение, оздоровление" (см. перевод слова "катарсис"). Тут ведь подробное и последовательное погружение в очень тяжелое переживание героя. Не всякий писатель отваживается на такое "путешествие в духе". И вдруг - белочка!.. Тетка такая рыжая, жизненная. Бочка ВОДА. Это рассказ о ВОЗВРАЩЕНИИ. Ну, вот когда вы читаете роман, в котором главный герой после всяческих злоключений возвращается домой. Что вы чувствуете? Катарсис?.. Вот в предыдущем рассказе, где в небольшом объеме рассказана целая жизнь семьи, и в конце герой тоже оказывается на кладбище, там да! - эмоциональный выход за счет неожиданных новостей: кто-то не только умер, но и родился, и живет себе поживает, и главный герой не один, оказывается, и пр. Но это даже не рассказ, это маленький роман такой. Он - о судьбе. А тут - о жизни-смерти. Это история переживания, которое могло утянуть героя из этого мира, но ему дали шанс...
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 15:33:18

Да ясно, что рассказ очень качественный - у плохого требовать каких-то там бонусов бессмысленно. Но он более, чем жизненный. Вот перенёс герой тяжелейшие испытания, описанные автором так, что ком к горлу подступал и не отпускал. А в итоге? Изменился герой? Вырос? Повзрослел? Неа... Опустился, запил, "обгадился"... Ну и, судя по всему, "другу мамку себе нашёл". Вот и вся история. И никуда он не вернулся. Каким он был таким он и остался. А это грустно, как минимум...
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 19:04:16

Блин, зачем я стал это читать, нельзя же так топором по голове
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 19:20:18

Вот когда читаешь о том, что тебя непосредственно не касается, можно сохранять объективность, рассуждать, анализировать. А когда читаешь о том, с чем столкнулся лоб в лоб объективность сохранить очень трудно. Катя долго работала над этим рассказом, и когда я первый раз прочитала один из черновых вариантов, мне показалось, что да, очень узнаваемо, но в реальности это выглядит еще более страшно. Ребята
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 19:44:42

Ребята, одно дело потерять любимого, близкого человека. И совсем другое - потерять единственного родного человека в этой жизни. Такое ощущение, что все вокруг и равнодушные, и сердобольные для тебя - просто чужие люди и больше ничего. И фраза "Надо жить ради самой жизни" кажется издевательством. Когда у меня мама папу потеряла, она была в таком состоянии, что мне казалось, что она просто сама умрет, поскольку так этого хочет, и ничто, и никто её не удержит, даже я. Но, слава Богу, вокруг оказалось действительно много глубоко неравнодушных людей. У персонажа этого рассказа не было никого в этой жизни, кроме матери. Так судьба его сложилась. Ну да, соседки помогли с похоронными делами разобраться, а дальше-то что... Ради чего дальше-то жить... Жены и детей - нет, дела, ради которого стоит жить - тоже. Зачем? В таких ситуациях сломается почти любой. Мы живем в страшное время разобщенности, и это редкость - если тебя вдруг кто-то попытается удержать. Дань покойной отдали, а его-то и забыли на кладбище. Это потом, через сколько-то лет, можно осознать, переосмыслить, смириться, а сразу после человек ощущает только невыносимую боль и невыносимый страх от того, что остался один на этой земле. В такой момент волю теряют почти все, она просто из тебя уходит, у тебя её нет. Нет воли и не будет, если кто-то не поможет её найти. Я не знаю, насколько убедителен финал, где к герою благодаря Рыжей возвращается крупица радости жизни, с которой он получает шанс на жизнь. Но этого мало, он может этот шанс потерять завтра, если Рыжая его только отмоет и проводит, а потом пропадет из его жизни, только это уже другая история. Возможно, ниточку спасения перехватит у Рыжей кто-то другой, если не перехватит, то увы, мне так думается. Просто хочется надеяться на то, что всё с ним будет хорошо, что он не сломается, что будет жить. В одиночку у него это, вряд ли, получиться.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 20:07:47

А мне совершенно не жалко героя.
Даже не сочувственно ему. Мешок набитый манной кашей, а не мужик...
Сам по себе рассказ, и не подробное описание процесса оформления покойника, и не пособие по организации похорон, и не ничто другое.
Если-бы автор намекал на "второе рождение" преподобного Ильи-мученика, то была-бы хоть какая-то причина появления повествования, а так, получается, какой-то набор неприятных ощущений с ожиданием развязки, которая так и не наступила.
Однако, следует отметить, что бывает и хуже, но читается легко.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 20:55:56

У каждого, конечно, свой опыт. Но насколько я знаю: процесс возвращения человека к жизни очень долгий и постепенный. Пары добрых слов недостаточно, приказа "И хватит!" тоже не достаточно. Это капли в море ужаса и боли. Нужна тонна добрых слов и тонна подобных приказов. Если герою хватит капли, чтобы вернуться к жизни, то он уж точно не "мешок манной каши", даже если был им на протяжении всей жизни, но об этом мы уже не узнаем. Поэтому автор оставляет нас в очень слабой, но, все-таки, надежде. Так решил автор, это его воля.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 21:28:12

Понятное дело, что хозяин-барин...
Но ежели автор старание приложил, то хотелось-бы поинтересоваться, зачем?
Рассказ-то про что?
Про грусть? Про любовь? Про вахлака с руками из жо... и мозгами в том-же месте?
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 21:34:50

Понимаете, Ирина, вот я прочитал это и сижу в непонятках.
Написано грамотно, только ни о чём. Таких, как герой Илья, в жизни называют инфантильными полудурками. Я ожидал, что он тоже, в конце-концов умрёт, а он обблевался... Тьву...
И я не верю, что эта алкотная лошара пронеслась как фанера мимо поминок!Он неделю квасил сливу! Это нелогично с точки зрения медицины!
Сам проверял.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 21:36:30

Смысл очень жестокий: выбирать можно только из двух - либо жизнь, либо смерть, третьего не дано.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 21:42:31

А насколько достоверно это всё с точки зрения житейской практики - не знаю, может, и не очень достоверно, и тут опять заходит речь о необходимой художественной условности, и что литература не обязана отражать жизнь с фотографической точностью, она о большем и т.д. и т.п. И говорить об этом можно до бесконечности, и в результате никто никого не убедит, так все при своих мнениях и останутся...
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 21:59:50

Вот как-то не прочувствовал, что герой выбирал... У нас, развивая Вашу логику, выбора нет вовсе-мы все умрем. А герой просто устранился от проблемы и в этом своём желании он восхитительно реален. Он просто обязан был набульбениться и обблеваться на маменькиных поминках... Иначе и быть не могло, не бывает в жизни таких чудес.
В литературном произведении безусловно допускается вымысел, но всему есть предел.
На этом сайте (в правилах написано)фэнтези не публикуется.
Вот если-бы он помер ночью, дома, среди задёрнутых зеркал от спиртопередоза, то я-бы поверил, а так... Увы.
Вы,очень многие, явные косяки авторов склонны списывать на "необходимую художественную условность".
Это, скорее, слабое знание предмета.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 22:17:37

Ну зачем же так безнадежно, выбор есть: либо сдаться горю, либо бороться за себя. Другое дело, вот, например, в уголовном праве есть такое понятие "преступное безучастие", может, немного иначе звучит, но суть в том, когда ты человека вообще не трогаешь, а просто смотришь, как он умирает, при этом имея не гипотетическую, а самую реальную, даже элементарную возможность ему помочь. И вот герой демонстрирует нам такую преступную безучастность к собственной жизни, что по форме самоубийством не является, а по сути - самоубийство и есть. Если бы герой умер "от спиртопередоза" от такого рассказа захотелось бы убиться головой об стену, а тут автор попытался сказать, что, все-таки, оно не всегда так, и чудеса случаются. А уж верить этому или нет... Давайте, посмотрим, что еще кто-то скажет. А вдруг кто-то поверит. Если поверит хоть кто-то - значит, автору в какой-то мере удалось осветить такую сложную тему. Для такой темы и в какой-то мере - уже большая удача.
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 22:21:31

не понял, почему это он, собственно, должен был бы помереть от спиртопередоза?
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 22:53:04

Да где-же герой демонстрирует свою безучастность к своей жизни? Не нашел я этого в рассказе.
Как я понял, он озаботился собственной персоной и ни в чем себе не отказывал. Как-то мы по разному буквы складываем...
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 22:56:57

Тут еще есть один момент, который очень сильно расстраивает начинающих, да даже и опытных авторов. Задача художника - описать то, что было и то, что не было, но могло быть с одинаковой степенью убедительности. Иногда описываешь реальный биографический случай и тебе все, как в один голос: "Да не могло такого быть!" А иногда пишешь вымышленную историю, основанную на какой-то отдаленно похожей реальной истории, а тебе говорят: "Боже, как ты это смогла пережить, что описала настолько точно". Вопрос в степени художественной убедительности. Вот мы все всеми силами и стремимся к этой художественной убедительности, иногда лучше получается, иногда хуже, но мы стараемся :). А иногда вообще загадка - не понимаешь почему получилось, или почему - не получилось. Муза порой бывает непредсказуемой... Но пытаться все равно нужно, и стараться, и трудиться...
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:02:08

Значит не получилось у автора если мы с Вами спорим.
Неужели где-то сформулирована задача для художника и каждый её старается выполнить? Неужели всё так просто?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:03:57

Да хуже, причиной самоубийства чаще всего является не какое-то обоснованное нежелание жить, а крайняя психическая боль, вот и герой испытывает эту крайнюю психическую боль, а ко всему остальному, в том числе и к жизни своей он безучастен, потому что для него его жизни уже нет, есть только боль и страх. Он не думает о своей персоне, он вообще не думает, он просто чувствует боль.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:05:38

Ну да, во многих учебниках сформулировано. Сформулировано-то просто, только выполнить невероятно сложно:).
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:29:33

Зря автор пожалела героя. Я тоже видела черновики, и мне всё-таки думается, что первоначальная идея "дать по морде" этому "герою", чтобы, извините, перестал, наконец, ныть, была куда как убедительнее.

Здесь же действительно видна смертельная воронка, куда слабого человека затягивает по его собственному на то согласию.

Есть ли надежда? Судя по тому, какое объявление закрашивает героиня и по тому что она не прошла мимо, конечно, есть. Везет ему, дураку.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:35:54

Лариса, да это все равно: кому-то в морду в таких ситуациях следует дать, а кого-то к груди прижать, от конкретной личности зависит. Главное - от воронки оттянуть, тут как раз тот случай, когда цель оправдывает средство, только средство должно быть эффективным.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:54:30

Вы, наверное, помните, есть у Заболоцкого страшное стихотворение под названием "Искушение".
Осмелюсь привести здесь (все люди взрослые, да и тема такая).

Смерть приходит к человеку,
Говорит ему: «Хозяин,
Ты походишь на калеку,
Насекомыми кусаем.
Брось житье, иди за мною,
У меня во гробе тихо.
Белым саваном укрою
Всех от мала до велика.
Не грусти, что будет яма,
Что с тобой умрет наука:
Поле выпашется само,
Рожь поднимется без плуга.
Солнце в полдень будет жгучим,
Ближе к вечеру прохладным.
Ты же, опытом научен,
Будешь белым и могучим
С медным крестиком квадратным
Спать во гробе аккуратном».

«Смерть, хозяина не трогай,—
Отвечает ей мужик. —
Ради старости убогой
Пощади меня на миг.
Дай мне малую отсрочку,
Отпусти меня. А там
Я единственную дочку
За труды тебе отдам».
Смерть не плачет, не смеется,
В руки девицу берет
И, как полымя, несется,
И трава под нею гнется
От избушки до ворот.
Холмик во поле стоит,
Дева в холмике шумит:
«Тяжело лежать во гробе,
Почернели ручки обе,
Стали волосы как пыль,
Из грудей растет ковыль.
Тяжело лежать в могиле,
Губки тоненькие сгнили,
Вместо глазок — два кружка,
Нету милого дружка!»

Смерть над холмиком летает
И хохочет, и грустит,
Из ружья в него стреляет
И, склоняясь говорит:
«Ну, малютка, полно врать,
Полно глотку в гробе драть!
Мир над миром существует,
Вылезай из гроба прочь!
Слышишь, ветер в поле дует,
Наступает снова ночь.
Караваны сонных звезд
Пролетели, пронеслись.
Кончен твой подземный пост,
Ну, попробуй, поднимись!»

Дева ручками взмахнула,
Не поверила ушам,
Доску вышибла, вспрыгнула,
Хлоп! И лопнула по швам.
И течет, течет бедняжка
В виде маленьких кишок.
Где была ее рубашка,
Там остался порошок.
Изо всех отверстий тела
Червяки глядят несмело,
Вроде маленьких малют
Жидкость розовую пьют.

Была дева — стали щи.
Смех, не смейся, подожди!
Солнце встанет, глина треснет,
Мигом девица воскреснет.
Из берцовой из кости
Будет деревце расти,
Будет деревце шуметь,
Про девицу песни петь,
Про девицу песни петь,
Сладким голосом звенеть:
«Баю, баюшки, баю,
Баю девочку мою!
Ветер в поле улетел,
Месяц в небе побелел.
Мужики по избам спят,
У них много есть котят.
А у каждого кота
Были красны ворота,
Шубки синеньки у них,
Все в сапожках золотых,
Все в сапожках золотых,
Очень, очень дорогих...»

Я хочу сказать о том, что Смерть - только в момент своего первого появления величественна, а после - там есть какой-то великий обман, искус, грандиозная ложь, которая выглядит как самая правдивая правда.
Это надо помнить и не поддаваться, хотя всё будет убедительно свидетельствовать против жизни.
Это вопрос о жизни тела и жизни духа. И выбор здесь,как вы правильно заметили, из двух: или - или.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:56:18

И вообще, какая разница был герой инфантильным полудурком или человеком с большой буквы, любой из нас может впасть в отчаянье, а в таком состоянии мы все становимся инфантильными полудурками, кем бы мы до этого ни были. Причина отчаянья может быть разной, для героя - это была смерть матери. И чтобы помочь человеку в таком состоянии, надо забыть о том, каким полудурком он в этом состоянии выглядит, насколько он неприятен. И если тебе удалось вытащить кого-то из отчаянья, значит, уже ты можешь себя считать настоящим человеком, а не инфантильным полудурком.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 11:34:02

Кощунством кажется нарушить повисшую после Заболоцкого тишину... но все-таки...
В этом рассказе не вижу никакой "художественной условности". Наоборот, все "как в жизни", я бы даже сказала, кричащая достоверность. Недосказанность - может быть. Но уж точно не условность.
Мне кажется, тут дело в неоправданных читательских ожиданиях и стереотипах. Вот хочу, чтобы было так-то и так-то, а тут не так. От читателя тоже требуется внутренняя работа и открытость, если, конечно, мы хотим научиться воспринимать серьезную литературу. А если мы, читатели, одна из разновидностей общества потребителей, то мы так и будем возмущаться: одному катарсис подавай, другому "чтобы помер ночью от спиртопередоза", третьему еще что-нибудь... Я думаю, с таким настроем надо читать детективы, фантастику и дамские романы - как раз, чего у нас (по правилам) нет. И логика "если мы спорим, значит, не получилось" - что Вы, разве это серьезно?!:)
Да, герой нам непонятен, потому что он здесь показан не с позиции "мужик-не мужик", а совершенно с другого ракурса. Он здесь - вечный ребенок, он сам себя не осознает в этой ситуации. Ясно только, что он не злой и что открытый, как дети. Каждый из нас где-то в душе - вечный ребенок. И почему-то этому-то ребенку трудно сочувствовать. Мы привыкли симпатизировать мужчинам и женщинам в их переживаниях, а детям внутри них - нет. Мы и самим-то детям сочувствуем только если они играют во взрослых - ведь у них это так занятно получается.... Вот на какие мысли навел меня рассказ.
На мой взгляд, ничего здесь не надо менять. Единственное, что меня немного смущает в рассказе - это... картинка. Все-таки белочка в компании стакана вызывает слишком уж определенные ассоциации. Может, поэтому Михаилу захотелось такого финала?:)
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 12:59:35

Для досказанности нужен избитый до нельзя классический прием, то есть показать героя через несколько лет, или хотя бы через несколько месяцев, да даже пусть на следующий день, чтобы закрепить его возвращение к жизни. Только такие приёмы самые сложные.
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 14:06:46

О! Заметили, что мы обсуждаем героя, как живого знакомого нам человека? Это хороший признак качественного произведения )))
Ир, я на сто процентов знаю, как сложится дальнейшая судьба героя при данном финале рассказа. Дама, замазывающая непристойное объявление про саму себя, не только брюки ему отчистит, но и пригреет, приголубит в своей сторожке кладбищенской. Потом они плавно переместятся на жилплощадь, оставшуюся от покойной матушки. Марина, нашедшая шанс свить гнездо и оставить прежний образ жизни, родит ему дочь и даже назовут девочку в память о не дожившей до её появления бабушки. И всё бы было хорошо, и все бы жили чудесно и счастливо. Но не таков наш герой. Он до сорока дожил не имея, как справедливо заметила Ирина ни жены, ни детей, ни "дела, ради которого стоит жить". И сейчас ему будут в тягость эти семейные радости. Ну, дальше все и сами знают, видели таких сотни раз: либо по полной сядет на шею жене, пока она не сбросит это ярмо, обессилев его тянуть; либо отмытый и откормленный вообразит себя царём зверей и начнёт не просто потихоньку погуливать, а в открытую, на глазах у жены, чего она не выдержит и тоже сбежит куда подальше; либо проснётся в нём лениво дремавшая жестокость и подогретый алкоголем будет регулярно избивать подругу свою, мстя за "типа неудавшуюся" его жизнь. А когда вновь по своей собственной вине останется один-одинёшенек, то снова без устали будет жаловаться и ныть. Вот такой у нас герой (штаны с дырой).
А, кстати, Наташ, где он поступает как ребёнок? Дети малые они к смерти намного более философски относятся. А он поступает именно как инфантильный взрослый. Поэтому его ни капельки и не жалко.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 15:07:43

Люб, так, конечно, может быть. Но не стопроцентно. Как правильно Наташа заметила, мы героя не настолько хорошо знаем, мы видим его в определенный момент, о том, что с ним было до этого, мы можем только предположить на основании своего опыта. Вот на тебя этот Илья произвел впечатление инфантильного взрослого, а на меня неадаптированного, робкого человека. Ну знаешь, есть люди, которым в принципе нужен по жизни руководитель какой-то, будь-то мама, жена, а в конце-концов, может и дети повзрослевшие такими руководителями для него станут. И потом, мы же видим героя только в момент его горя, до этого мы его не знали. А чтобы понять, что собой человек представляет, надо его увидеть в разных ситуациях. Может, он вообще и не инфантильный, и не робкий, а то, что неженатый и бездетный - были какие-то этому объективные причины. Мне кажется, Катерина и задачи-то такой не ставила, показать определенного человека, какой-то социальный типаж, она хотела показать человека в отчаянье, чтобы читатель на себе почувствовал ту силу смертельной воронки, в которую героя затягивает. А не сочувствие или жалость к нему вызвать.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 15:23:52

Вы, верно, меня не так поняли.
Основная моя претензия в том, что чувак совершил абсолютно не свойственный поступок своему психотипу.
Он просто не мог не оказаться на поминках. Вот эта нелогичность меня заставила высказаться.
А сам герой, с его инфантильным эгоизмом, выведен чудесно. Только не так должен был закончиться этот день для него. Он дополз-бы до автобуса, обрыгал-бы салон, но на поминках всеравно напился.
И то, что его стошнило на похоронах, тоже логично-чувак всю ночь бухал от страха и жалости к себе, а утром уделался от банального токсикоза. Тут всё выписано с математической точностью. И на поминки-бы он приполз-бы обязательно-на опохмел, само-собой, а главное чтобы попытаться переложить свои новые трудности на кого-нибудь из присутствовавших.
Ситуация очень типовая и как-бы я не относился к автору, выписана хорошо. Только финал смазан явным не знанием автора описываемого типа героя. Если-бы Екатерине попался такой деятель в жизни, то она описывала-бы события несколько иначе.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 15:46:27

Спасибо большое всем, кто комментировал: ребята, вы не представляете, ЧТО вы для меня сделали.

Я решилась "обнародовать" эту штуку от отчаяния: финал переписывался в течение года раз, наверное, десять. И в этом варианте он - не окончательный, героиня кое-чего не договорила)))) Теперь, благодаря вам, я знаю, каких слов не хватает...

Про "цели и задачи": вы все как один правы. И герой совсем не "Герой". И "продолжение истории", если бы оно писалось, было бы слово в слово - по предложенному Любой. Мне хотелось показать самого обычного, "среднестатистического", что ли, прилично за тридцать (ближе к сорока) горожанина, НЕ АЛКАША, каких на каждом шагу сегодня - тысячи. Показать, на какой край приводит обольщение смертью и СТРАХ.

Про "катарсис". "Шиш вам, потомки!", а не катарсис... :) Ира права: выход из этих пут нескорый. В предложенных обстоятельствах герою никакие ответы, "прозрения" не нужны и невозможны. Вопросы "почему?" и "за что?" - вечные, они риторические, ответы на них практически никогда никого из обычных людей не удовлетворяли. Хуже того: дать эти ответы, волшебные, снимающие все страшные ожидания, убеждающие раз и навсегда, приводящие к "прозрению" - выше человеческих возможностей...
Задача у сторожихи простая и одновременно очень сложная: утешить как минимум, чтобы хоть... ныть перестал. Для начала.

Вообще, поняла в процессе обсуждения, почему критический реализм (! :)) - неперспективен: его методы позволяют очень точно (иной раз даже чересчур) отразить действительность, но вот преобразить её - они не просто не позволяют, они НЕ МОГУТ, там - "потолок", "предел компетентности"... :)
Последняя правка: февраля 05, 2012, 15:49:42 пользователем Екатерина Злобина  
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 15:48:08

Ир, есть такая пословица: "Друг познаётся в беде". Так вот я думаю, что не только друг. Любой человек проверяется в экстремальной ситуации. Тогда и проявляется его настоящее лицо, как бы он ни маскировался до или после. Герой именно таков, каким он показан в эти тяжёлые для него дни. Слабохарактерный эгоист. Размазня, тряпка, которая даже ради памяти любимой матери не может собраться и сделать всё правильно. Хорошо хоть, что за свой срок его мать нажила себе добрых, хороших соседок и подруг, которые помогли ей отправиться в последний путь по-человечески. Боль и отчаяние всего рассказа усиливаются, когда понимаешь, что при всём при этом мы ещё и такого вот героя имеем... И ни белочка, ни пышнотелая конопатая девица надежды на благополучный исход не добавляют. Грустно и беспросветно.
Любовь Гудкова

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 15:51:53

О! Катерина, ждём-с тогда окончательного варианта. Будет очень интересно )))
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 15:55:45

Боюсь, и "окончательный вариант" будет не окончательным)))
Наверное, что-то "кармическое" прилетело: сколько раз решаюсь "туда" лезть, столько и... не то, не так)))
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 21:28:12

Да не надо ничего менять. Финал прекрасен, как и сам рассказ. Ведь все понятно - произошло очищение, и женщина появилась не просто так. Женщина символ жизни, жизнь продолжается, и в этом смысл рассказа. Так, по крайней мере, я понял. Очень живописный текст. Мне, Катя, нравится, как Вы пишете, очень реально, появляется эффект присутствия.
Марина Шамсутдинова

Москва
Комментарий
Дата : Вс февраля 05, 2012, 23:31:40

я в этом не много понимаю, обилие мертвых тел... но развязанная веревка ;"Подошла женщина-устроительница, приоткрыла покрывало, разрезала ножницами верёвку, которая связывала ноги умершей. Раздался тихий щелчок: носки тапочек точно разошлись по углам, как в пазы встали" - интересное наблюдение... финал открытый, кто его знает... дальше жизнь самостоятельная...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн февраля 06, 2012, 14:52:39

Люба, дети малые не относятся к смерти философски. Они просто не понимают, что это такое... Когда мне было лет 6-7, мне впервые рассказали, что однажды меня не станет. И мне стало очень страшно. С тех пор никакой "философии" в моих отношениях со смертью (ни со своей, ни с чужой) до наступления сознательного возраста и быть не могло...
Финал - да, открытый, ведь и название какое... Только для открытого финала:)
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн февраля 06, 2012, 15:39:17

Ребята, мне еще тут мысль одна в голову пришла, почему Катя выбрала именно такой персонаж, который многим показался, мягко говоря, "несимпатичным", и это его "не симпатичность" стала отвлекать от основной идеи рассказа. Мы его и подобных ему стали обсуждать, осуждать или оправдывать. Дело в том, что настолько страшную тему очень сложно писать, сделав персонажем кого-то либо похожего на тебя самого, либо на кого-то, кто тебе дорог. Поскольку тогда соблюсти хотя бы элементарную степень отстраненности будет невероятно сложно, поэтому и рисуется персонаж, другого пола, другой судьбы, другого характера. Такой, о каких ты имеешь представление, но жизнь которых непосредственно тебя не касается.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Ср февраля 08, 2012, 21:26:38

Чё-то вы все усложняете. У Екатерины получился кривой финал и рассказ пошёл враздрай.
Больше ничего нет. Каких-то глубоких копаний в философии я тоже не углядел.
Похороны близких дело не страшное, а муторное. Страшно становится потом. После того как эмоции улягутся, но всё проходит.
Описывать это можно и нужно без лирических отступлений и размышлизмов, тогда читатель додумает и дочувствует сам и испереживается.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 28, 2012, 21:20:26

Да, вижу, разговор здесь был длинным и уже закончен, но так уж получилось, что прочитала только сейчас. С первых же строк стала жалеть, что начала читать - потому что... думаю, догадается каждый, кто знаком с темой не понаслышке. Но оторваться уже не могла. Вспомнила все страшное. И все-таки... это только вначале было. Дальше просто фиксировала все вместе с героем.
И никак не могу понять, прочитав дискуссию - а почему все накинулись на героя, тряпка, размазня и т.д.? Чем он больше тряпка, чем кто-либо? Он - обычный. Человек. Простой. Пьющий. Не каждый способен взять в руки организацию похорон самого близкого человека. Обычно более дальние родственники его отстраняют от этого. Он ничего не понимает - что делают, почему так, а не иначе. Он только видит ее перед собой и думает о ней. Этот рассказ - не о слабости. А о силе. Это - о любви.
Большинство мужичков похоронят мать влегкую, напьются, как тут правильно говорили, на поминках, и еще месяц будут квасить, не ходя на работу - но не потому, что страдают, а потому, что повод есть. Герой Кати - страдает. Он постоянно думает о матери, не может понять и принять. О любви это. О большой любви. И то, что кто-то - кончится это чем-либо или нет (а мне кажется, что нет) просто почистит его и выведет с кладбища - когда самому сил выйти - ни оттуда, ни из этого мрака нет - это просто помощь свыше, которая каждому посылается. Чем он хуже? Пусть пошлется и ему.
И еще. Рассказ - не чернуха. Здесь черное (смерть) описана так и для того, чтобы подчеркнуть Любовь.

Это как раз тот случай, когда нечто со знаком плюс преподносится через отрицание. Не люблю в некоторых произведениях мир серый, беспробудно-серый, который невозможно изменить. Невольно веришь автору, что он такой и есть, а разделение на черный и белый - это сказки максималистов, все серое, перемешанное, никогда не будет цветным (белый - спектр всех цветов, черный - их поглощение, а серый... в нем нет ничего).
А этот рассказ говорит о том, что есть черное, очень черное. И от этого только больше рвешься к свету - ищешь вместе с автором выхода. И выход будет. Отойдет мужичок... плохо ему будет и горько всегда. Но отойдет.
Последняя правка: сентября 29, 2012, 14:52:38 пользователем manager  


Комментарий
Дата : Пт марта 01, 2013, 22:50:35

Очень сильный эмоциональный рассказ. Черный. Не чернуха - нет, просто черный рассказ. Безумно талантливо. Давно такого не читал. Странно говорить такое, учитывая тематику произведения, но я его прочитаю еще раз. Картинка рисуется в голове просто безумная. Авторское кино в лучшем исполнении.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте