СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1835
18 января 2012 года
«Бывает у человека два рождения. Первое – когда он появляется из утробы матери, и второе – когда начинает ощущать мир и вещи. открыла глаза и увидела небо. Огромный воздух, наполненный синевой, был, как великий немой, без единого звука. Как я узнала позже, - у меня болели от чего-то глаза и все тело. И бинтовали, и лечили меня. Каждый день снимали марлю с ран и причиняли невыносимую боль. В то мгновение, о котором я говорила выше, было утро, когда врач снял повязки с моих глаз. Так я впервые познакомилась с небом. Было это в больнице на заводе Невьянск», - так написала о себе Ксения Некрасова, один из самых интересных, но между тем и самых не изученных поэтов двадцатого века. Ксения Некрасова родилась на Урале в 1912 году. Как отмечала в автобиографии, была взята на воспитание семьей горного инженера и учительницы, настоящих же родителей не помнила. Закончив Шадринский педагогический техникум, она уехала в Москву, чтобы поступить «согласно призванию» в Литературный институт. Однако закончить учебу не дала война... Ксения непрерывно сочиняла стихи. На обрывках листочков, на библиотечных карточках, в детских альбомах и самодельных, скрепленных хлебным мякишем, тетрадях. Ее стихотворения, кажущиеся такими стихийными, словно бы написанными случайно, за пять минут — на самом деле — результат долгой и тщательной работы. Она возвращалась к готовому по многу раз и переписывала непрерывно, стараясь добиться максимальной точности. Знаменитое свое стихотворение "Урал", начинающееся строчкой «Лежало озеро с отбитыми краями» Ксения переделывала на протяжении 10 лет! Впервые оно было опубликовано в 1940 году в журнале «Молодая гвардия». Отрывок, состоявший из 158 слов, носил первоначальное название «Осень». В 50-е годы, в результате долгих правок, Ксения оставила от целого стихотворения всего 106 слов и опубликовала его в журнале "Огонек" в таком виде, в каком оно известно сегодня... Вот что напишет о жизни Некрасовой О.Е. Наполова, одна из тех добрых душ, что принимали участие в жизни Некрасовой. “Замужем она была за инженером. Интересно, что он... окружил ее заботой вплоть до приобретения ей дамских вещей. Перед войной она родила мальчика "Тарасика". Видимо, помогала ей во всем няня, которая и обслуживала ее. Но наступил 41 год. Шахты пошли на эвакуации... Беспомощность в быту, болезнь ребенка и смерть его разрушили их семью. Муж потерял рассудок и не смог работать. Получал паек хлеба. Украдкой съедал свою норму хлеба, прикрываясь газетой. Впоследствии его состояние ухудшилось, он искал по помойкам съедобные отбросы. Со слов Ксении, она голодала. Окружающие по доброте сердца стали ей советовать идти в Ташкент. Она собрала свои стихи в мешок и пошла пешком... По дороге жила подаянием от кишлака до кишлака..." С мешком рукописей за плечами, грязная и оборванная, она пришла в 1943 году к Анне Ахматовой. Их встреча произошла в Ташкенте. Ахматова находилась там в эвакуации. В своей небольшой комнатушке в доме по улице Жуковского, 54, она приняла «безумную» Ксению. До самой смерти Ксении Ахматова будет ее ангелом-хранителем. Благодаря ей Ксения получит писательский паек, потом — квартиру, в которой, правда, успеет прожить всего восемь дней... Современники с удивлением приводили слова Ахматовой. «За всю жизнь, - говорила Анна Андреевна, - я встречала только двух женщин-поэтов. Марину Цветаеву и Ксению...»
Подавляющая масса деятелей искусств не понимала и недооценивала ее стихотворений. Ксению не принимали в Союз писателей, не печатали (при жизни вышла всего одна тонкая книжица и несколько немногочисленных подборок). Как отмечает в дневниках Наполова, даже Асеев впоследствии отмахивался от Ксении, «как от привидения». Неожиданно точно, словно пересказывая ту самую детскую историю Ксении, передала свои впечатления от ее поэзии критик Е. Книпович: «... первая мысль, которая возникает... такова: человека можно на несколько лет запереть в подвале - так, чтобы глаза его совершенно отвыкли от света и цвета, забыли о них. Если в один прекрасный день такого человека сразу без перехода вывести на солнце, то все увиденное им будет таким ярким и неожиданным, каким оно не предстанет даже самому изощренному глазу, не прошедшему такой страшной и искусственной тренировки»...
Непризнанное в свое время, сегодня наследие Некрасовой, соединившее в себе, по выражению Татьяны Бек, «элементы русского лубка с поэтикой модерна», необыкновенно востребовано. Источник: ЖЖ Евгении Коробковой
Несколько стихотворений Ксении Некрасовой ЭТЮД №4 (Из азиатских тетрадей)
Верблюжонок большой (стихотворение долгое время считалось утерянным, публикуется впервые, текст предоставлен Е. Коробковой)
УРАЛ Лежало озеро с отбитыми краями... Я друга из окошка увидала,
ИСТОК Когда неверие ко мне приходит, Я не касаюсь проходящих,
УТРЕННИЙ ЭТЮД
ИЗ ДЕТСТВА Я полоскала небо в речке
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва