СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1093
23 ноября 2011 года
Сейчас любовь, которая являлась осью западной культуры, просто исчезла. Любовь соединена с количеством наслаждений, с ценой каждого из микронаслаждений, которые получает клетка. Все здесь разъято, расчленено, разложено по полочкам, к каждой филейной части тела приклеен ценник. Тема любви в разных культурах понимается совершенно различно. Нам кажется, что это нечто универсальное. На самом деле, нет. В человеческом обществе нет ничего универсального. Сходные понятия, сходные явления, сходные системы отношений разными коллективами, разными цивилизациями, разными культурами оформляется совершено по-разному. Была прекрасная книжка Дени де Ружмон, которая называется «Любовь и Запад». В этой книжке автор, замечательный французский интеллектуал, описывает, что любовь, как мы ее знаем, именно куртуазная любовь, любовь не в браке, не христианская любовь агапе, а любовь романтическая, является исключительно наследием западной культуры. И то, что нам кажется само собой разумеющимся – песни о любви, фильмы о любви, книги о любви, рассказы о любви, романсы, повествования, легенды – все это определенное течение, специфическое культурно-идеологическое мировоззрение, которое ставит любовь в центре внимания и абсолютизирует ее. Дени де Ружмон показывает, что для западного общества любовь как страсть – это ось, а для других обществ – нет. Если рассматривать западноевропейское понимание любви, оно не сводится к платоновскому эросу. Платон считал, что страсть – та сторона любви, которая отвлекает от ее сущности, и настоящей любовью является стремление человека к высшему началу. Страстную любовь, которая лежит в основе западноевропейской традиции, Платон, наоборот, причисляет к изъянам, к заболеваниям. С другой стороны, христианское агапе – другое название для любви – это уважение, почитание, вежливость, отдавать должное старшим, взаимная гармония друг с другом, лишенная всякой страстности. Но только уже не как у Платона в эросе, интеллектуалистском эросе, холодном и светлом, а на уровне социального уважения, социальной гармонизации. Речь здесь идет, скорее, о смирении, об обуздании самого себя. Дени де Ружмон пишет: «Счастливая любовь не имеет истории». Любовь должна быть несчастной, любовь должна быть обязательно трагичной, любовь должна переходить в смерть, в страдание, она не может быть институализирована. Любовь, на которой стоит западная культура, – это всегда адюльтер. Это всегда преодоление норматива, любовь, которая рвется». В мифе о Тристане и Изольде, который лежит в основе книги де Ружмона, есть этот трагичный конец, когда Тристан и Изольда соединяются только в виде деревьев, которые вырастают на их могилах. Сейчас эта любовь, которая являлась осью западной культуры, просто исчезла. После практик любви к себе, о которых писал Фуко, после утраты драматического напряжения, когда в образе другого возлюбленного выступала высшая сила, такая любовь на современном Западе потеряна. Любовь выделена в дигитальные модели, соединена с количеством наслаждений, с ценой каждого из этих микронаслаждений, которые получает клетка. Все здесь разъято, расчленено, разложено по полочкам, к каждой филейной части тела приклеен ценник: этот палец вы можете потрогать за 5 долларов, а за ухо подержаться – за 15. Это, конечно, не любовь. Любовь распалась, как распалось западное общество. Как рухнули западные ценности, рассыпались на фрагменты, которые копошатся в грязи недочеловеческого недоразумения, так рухнуло здание любви. Как сегодня говорят о конце науки, конце истории, можно говорить о конце любви как явления. Той любви, которую создала уникальная модель западной культуры. Мы родились в мире, где, скорее всего, любовь еще была, и умрем в мире, где любви уже не будет. Она уходит на глазах. Вместо нее будет все остальное – сексуальность, контракт, наслаждение, машина желаний, пересадка органов, ботекс, латекс – все, что угодно, только не любовь.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Санкт-Петербург