Заказать третий номер

Просмотров: 1785
20 ноября 2011 года

 

* * *

Когда дерево вырастает из своей земли,

Обнажаются корни.

А ты вырастаешь из рубашки, в которой родился - 

Вон уже руки торчат по локоть и голый пуп.

Во взрослении есть какая-то уязвимость:

Становишься нежным и клейким, как первый лист.

Вся пыль - на тебя. И тебе с ней придётся жить

До первого и желаннейшего дождя.

Я помню все эти кривые торчащие корни,

Похожие на деревянных змей,

И дождь на глазах земляным становился соком,

И пахло надломленной зеленью - 

Хруст

и треск - 

Вздохнул полной грудью - по швам разошлось.

Пусть.

Старая, старая ткань.

Вроде не холодно, и на душе - исконность.

А дереву всё одно - листья ли, корни ли.

Дереву всё одно...

Дерево

всё

одно.

 

* * *

Время распалось на тысячи тысяч яблок,

Рассыпчатым морем обступило со всех сторон.

Жёлтым, зелёным, красным, упругим, дряблым,

Кислым и сладким воздух заполонён.

Хватаюсь за каждое, откусываю, бросаю,

Вяжет во рту, но речь сорвалась со спиц...

Вот и мычи себе, жадная и пустая,

Под урожаем собственных небылиц.

 

 

ЧАШКА

Я пью из трусливой чашки,

Привыкшей к его губам.

Должно быть, ей очень страшно:

 

Чужая!

Уронит!

БАМ!

 

Дрожит, проливает кофе,

Выскальзывает, хоть плачь.

И стол для неё - Голгофа,

И я для неё - палач.

Пришедшая в дом однажды,

Не сможет уйти за так...

Мы квиты с тобою, чашка:

Мы обе в чужих руках.

 

Чужой!

Уронит!

БАХ!

 

* * *

Безлюдный дом ушёл из человека.

Везде пустырь. Похоже, наяву.

И время - то ли знахарь, то ли лекарь

Кладёт в передник пыльную траву.

Трави, твори, вари же, предваряя

Кипенье жижи заговором. Чушь,

Но я боюсь: от края и до края

Бездомная, обветренная глушь...

Потом, простоволосое, босое,

Моё нутро дурное окропи.

И капли сей, и говори запоем,

Вставай, иди, пожалуйста, не спи;

Пускай пространство зарастёт покоем...

 

Мне снится дом, счастливый, заселённый:

В нём женщина, и кошка, и ковёр.

"Ну что, взошло?" - расспрашиваю сонно.

Рука - на лоб. И больше ничего.

 

 

КОВЧЕГ

"После нас - хоть потоп", - 

Приговаривал Ной,

И ковчег раздавался вширь...

И плодилось зверьё, и прело зерно,

У людей заводились вши.

А никто не знал, ничего не знал,

Были слухи про сорок дней.

Простыней свалявшаяся белизна

Становилась грязней, темней...

И подумал Ной, что пришла пора,

И согнал со стола мышей.

И затих ковчег - на плаву сарай,

И задвигались сотни шей.

И сказал им Ной, что святая кровь

В жилах этого корабля,

Что един язык и на общий зов

Появиться должна земля.

И взревел ковчег, и затих ковчег,

И раздвинулась тишина,

И молился истово человек,

И не трогала мышь зерна,

И забился голубь о потолок

Так, что выпустили его...

Каждой твари - тварь, 

каждой твари - Бог,

Выгружаемся, кто живой!

 

* * *

Обещаю тебе, мой будущий непутёвый ребёнок,

Я научусь готовить варенье из одуванчиков.

Цветы будут плавать в сиропе, как батискафы.

Мы будем вылавливать их деревянной ложкой.

А потом мы уснём на мохнатом ковре - 

в обнимку,

вповалку.

Папа под вечер вернётся,

Пошуршит в прихожей.

Войдёт,

?Не удивится,

Укроет нас жёлтым пледом,

Сходит на кухню, вымоет нашу ложку...

Я проснусь: «Извини, совершенно забыла про ужин»...

А он палец к губам прижмёт - 

дескать, суп остался…

 

 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

По спине - между лопаток - пущена река.

Спи, хороший, будет лошадь, будут облака.

Буду в снах твоих поджарым деревом стоять.

Буду сны твои лелеять, холить, обитать.

И раскидистою болью в маленькой груди - 

Тоже буду. Вырви с корнем - в сон пересади.

Там все выболит, плодами в землю упадёт.

Кислый, яблочный, всевышний - наш круговорот...

Реки все впадают в кому. Лёд и белый свет.

Спи, хороший, боли нету, не было и нет.

 

* * *

?С утра наливается светом речная вода,

И блики бегут, как проснувшиеся стада.

Трава, пятернёй приминаемая без труда,

Нахохлится - и капля по ней сбежит.

По мне - умирать лучше поздно, чем никогда

И снова рождаться, снова - не навсегда,

Чтобы забыть, забыться и заново жить.

Впервые - названо имя и будет свет

Бить по глазам спустя несколько сотен лет.

Каков вопрос, таков спрос и таков ответ - 

Ты была изначально и не будет тебе конца.

Стоит почувствовать это - и смерти нет,

Есть только стремление к памяти, смерти - нет.

Оглянись:

там любимые люди

ждут

твоего

лица.

 

 

АХИЛЛ

Ты Ахилл. Твоё сердце упало в пятку,

И при ходьбе - как звякающие ключи.

Я делаю вид, что в общем-то всё в порядке,

Что я и не слышу, как оно там стучит.

По вечерам я стопы  твои мажу маслом,

Ты не сводишь тяжёлого взгляда с острых моих ногтей.

А однажды в тебе что-то вспыхнуло и погасло,

И ты перестал хотеть от меня детей.

Я не знаю. Уязвимый и уязвлённый...

Ну и что. Ты моя золотая ось.

Что-то сердце болит. Видно, ты, уходя из дома,

наступил

на гвоздь.

 

 

* * *

Дом по ночам созывает своих гостей -

Древние птицы ходят по простыням,

Кличут меня во сне: Коростель-коростель!

Покидай-ка свою постель, собирайся к нам,

Незапамятным, незамаятным, пев-чив-чив,

Баюкальным, детским, шушукающим, свистящим,

Вышивкой красной на воротник вскочи

Младенческой необветрившейся рубашки.

Тут и стрижи - маленькие сторожа,

И петушки, и воробышки, и кукушки.

Нас время кормило зерном с острия ножа - 

Мы выросли. Мы всё те же, но только лучше.

И ты выросла, и мы больше не сможем петь,

Ты же дышишь, как оглашенная, нас не слышишь,

Ты же нам обещала никогда не взрослеть,

Коростель-коростель скороспелая, да не вышло.

Мы тебе не нужны.

Птицы плачут, а я встаю,

Сколькотолетняя, в старой рубашке иду по дому.

Милые птицы, теперь я сама пою,

и баюкаю, и вспоминаю всё по-другому...

 

 

* * *

?Ящерка в банке, шмель в кулаке,

Бабочка в спичечном коробке,

Квёлые яблоки в грязной панаме

И китикет, припасенный в кармане.

Птицы больные по тёмным подъездам,

Крошки и тряпки,  ругань соседок.

Птиц хоронили потом повсеместно,

То есть совместно - и крестик из веток.

Все-таки смерть была очень условна - 

Птицы с утра появлялись другие,

Снова голодные, снова живые,

Снова, и снова, и снова, и снова.

Но утекает песок из песочниц,

Но забывают, где птиц хоронили,

Ящерок, кошек своих худосочных,

А ведь у каждой из них было имя.

Детство все примет в свой жадный живот,

Всё тянет в рот, что ему интересно.

Доброе злое голодное детство

Весь этот мир с потрохами сожрёт,

Чтобы хоть как-то его уберечь...

Веточка.

Птичка.

Речь.

 

 

* * *

От брошки - брызги света на портрет

Любимого писателя. В квартире

Уже вовсю хозяйничает свет:

Зрачки - все уже, а пространство - шире.

Хожу. Вокруг столбы лучистой пыли,

Как греческие призраки... Пора.

Пора - и стрелки стрелами пробили

Мой ужас перед временем. Дыра?

Иди сюда. Теперь и я умею 

Всё это пропускать. И видно мне,

Как сквозь всех нас просвечивает время,

И разноцветны

блики

на стене.

 

 

ПОЛУСТАНОК

Господи, высади нас на глухом полустанке

Со всеми пожитками. Так, чтобы был закат,

Чтоб без копейки денег, но с хлебной буханкой

В заплечном мешке и бутылочкой молока.

Чтоб никаких садов, никакого пенья,

А дорога с мясистой грязью под сапогом.

А вдоль дороги - юродивые деревья

В осенних лохмотьях били бы нам челом.

Так шли бы и шли, а навстречу - собака с кошкой.

Разделили бы с ними бесхитростный свой обед.

А потом бы дорога съёжилась до дорожки,

Запетляла б и вывела к дому. А в доме - свет.

А в доме бы пахло деревом, луком, мятой,

Что-то светилось и теплилось в тёмном углу.

И человек - патлатый и бородатый -

Встает из другого угла, приглашает к столу,

Вынимает вино. Мы - остатки своей буханки.

И ни слова не сказано. И человек нам рад...

Господи, высади нас на таком полустанке,

Откуда мы сможем однажды вернуться назад.

 

Рис. Н.Т. Шоболов. "Полустанок"

 


 
No template variable for tags was declared.
Алексей Чипига

Таганрог
Комментарий
Дата : Вт ноября 22, 2011, 14:50:54

Какой-то суровый порыв к смирению сквозит в этих стихах. Порыв к преодолению боли невозврата, которая всегда боль взросления. Вот и старая ткань разошлась по швам, и время распалось,и дом уходит из человека, но для понимающего(а быть таковым неизменно стремится герой стихов) нет хулы на сущее за утрату: всё это воспринимается лишь как частные мучительно драгоценные метаморфозы, как естественные ответвления одного дерева. В конце же всегда есть спасительная возможность оглядки назад(то есть в вечное сейчас), на преображённую после потопа землю, ожидающую Ноя.
Последняя правка: ноября 22, 2011, 20:01:32 пользователем manager  
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт ноября 22, 2011, 20:19:12

С оглядкой назад - осторожнее бы... Хотя, на новой земле... :)

Удивительные стихи. Ни грамма натужного, книжного, ненастоящего.

Чистые, и мгновенно, и насовсем берущие за сердце, как кисть руки - обжигает ключевая вода.

Тьфу-тьфу-тьфу, Даша. Чтобы только на пользу - всё, что будет сопутствовать... Тьфу-тьфу-тьфу.
Марина Шамсутдинова

Москва
Комментарий
Дата : Сб ноября 26, 2011, 13:32:10

хорошие, теплые стихи... особенно трогательно про чашку и варенье из одуванчиков...
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс ноября 27, 2011, 15:24:05

В стихотворении "Безлюдный дом" поначалу показались нарочитыми строки:
" Трави, твори, вари же, предваряя

Кипенье жижи заговором. Чушь,"

Но в финале это так изящно разрешено, что аллитерационный, извините за выражение, выпендрёж уже не выглядит упражнением в технике.

В стихотворении "Дом по ночам созывает" тоже аллитерация напоказ, но не тронуло, хотя - выглядит правильным, гладкописанным.

"Ахилл" почему-то кажется непрожитым, замысел и композиция отличная, а кроме этого ничего от него и не остаётся. Невнятная лирическая героиня, девушка, которая притворяется женщиной, так мне показалось.

"От брошки - брызги света" интонационно выпадает из подборки, какое-то оно слишком взрослое, будто чужое.

Рифмы часто приблизительны, но, может быть, это и не минус, наоборот, придаёт обаяния.

Очень понравились "Чашка", "Колыбельная", "Ковчег", "Полустанок".

Будет очень интересно прочесть другие подборки автора. Спасибо большое!
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс ноября 27, 2011, 18:58:12

Стихи и добрые, и изящные, и широкие... Всё-всё очень понравилось, восхитило гармоничностью внутреннего мира, в них выраженного. Одно маленькое техническое замечание к "Чашке": "мы квиты", "мы обе" - это разные вещи. "Квиты" - это когда друг другу сделали какую-то пакость. А тут - скорее, товарищи (товарки, как раньше говорили) по несчастью.
Спасибо за доставленную радость!
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вс ноября 27, 2011, 21:56:27

Я не отслеживала перемены в дашиной творческой манере, чтобы уверенно говорить о тенденциях.

Повторю ремарку из соцсети: мне в этих стихах физически хорошо, как телу, погруженному в жидкость. :) Видимо, Джойс обманулся, приплетя Женщине - Землю, а настоящая женская стихия - Вода (волновая природа), и здесь, в этой подборке, она в полной мере проявлена, в разных, причем, состояниях... :)

Меня "Ахилл" смешит, как смешат любые сильные мужчины с проблемными пятками.:)
"Ящерка в банке" очень нравится. "Колыбельная" тоже нравится, она для меня не просто "баюкающая песня", она... победа над страшным, если хотите. Это материнское затаённое, скрываемое от детей, как можно в 18 лет это прочувствовать, я не знаю. А ребенку, кстати, может быть хоть 60 лет здесь... А ребенком может быть здесь хоть всё человечество...
А простая такая штука, да?

Говорят, произведение искусства всегда отвечает на те вопросы, которые ему задают. И мне захотелось "спросить" - в частности, об этом. Конечно, это субъективно, да и метод-то странноват, так в меру образованный и эрудированный человек может в чём угодно найти красоту и глубокий смысл...))

Но для меня это - важный метод.:) Между "есть ответ" и "нет ответа" - огромная качественная разница в восприятии, от этого зависит, случится ли сотворение хоть самого малого чуда в момент чтения...

Вот, в этих стихах - оно происходит, и воля моя читательско-критическая здесь - ни при чём.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пн ноября 28, 2011, 15:55:49

По поводу "Чашки": а ведь "героини первого и второго планов" пакость друг другу натуральным образом и сделали: одна дрожит, выдавая состояние "коллеги", вторая, чужая, схватила, заставила бояться!))
Перечитала комментарии и улыбнулась, ведь мы о стихах говорим вроде бы, а на самом деле о содержании.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт ноября 29, 2011, 20:24:53

Не-е-е-т, там написано "квиты", потому что "обе в чужих руках":) "Квиты" - "обе", чувствуете? Или то, или другое, но никак не вместе! Ведь "обе" - это уже подразумевает третьего "обидчика":)

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте