Заказать третий номер

Просмотров: 2313
09 Октябрь 2013 года

Вот и вернулись москвичи с фестиваля «Русские встречи» из Севастополя. Прошло несколько дней, восторги и впечатления немного улеглись, появилась возможность поразмышлять о событиях в спокойной обстановке. Думаю, не стоит сейчас говорить о том, что состоялись такие-то встречи с такими-то писателями, что мы показали такое-то кино, спели такие-то песни.ю и в таком-то месте нам похлопали, а где-то в другом мы прослезились. На это есть опубликованная программа фестиваля, отклонений от которой, к счастью, не случилось, и каждый сам себе сможет представить, что происходило. А поразмышлять хотелось бы вот о чем…

 

 1. «В бой идут одни старики?»…

 Недавно мне довелось познакомиться на одной радиостанции с интересным человеком,  - Леонидом Костюковым, - который открыл для меня много нового…

Как и полагается, я рассказала о фестивале «Артбухты» в Севастополе, о том, как там было всё здорово, какой чудесный получился конкурс «Город у моря», какие таланты мы там нашли, и прочее. На что он мне спокойно возразил: мол, ну, и что тут такого? В любую российскую деревушку поезжайте, успех вам обеспечен. Только придут три старушки, которые, к тому же, наверняка и сами окажутся местными писательницами. «Так что в этой вашей затее нет живого импульса», - сказал он мне.

Я задумалась. А ведь и правда, зал был полным, но молодежи практически не было. Хотя мы приглашали. Молодежь пришла только за подарками, на награждение участников и победителей конкурса. Молодые люди Севастополя могут смело в своем календаре жирным крестом отметить дату 28 сентября 2013 года с надписью: «в этот день я пропустил встречу с живыми классиками современной русской литературы - с уникальным писателем и человеком Сергеем Есиным и с поэтом Марией Аввакумовой». Черный день календаря. Мария Николаевна не проводит вечеров ни в Москве, ни где-то еще, услышать ее стихи в авторском, совершенно потрясающем, исполнении можно было только в этот день, в Севастополе, в указанный час. Сергей Есин и Мария Аввакумова - это люди, которые так или иначе уже вошли в историю русской культуры, у которых нужно учиться, каждое слово и каждый жест которых нужно ловить и запечатлевать в памяти. Кстати. Когда я спросила Марию Аввакумову, пойдет ли она на творческую встречу с нашими молодыми литераторами Максимом Лаврентьевым и Валерием Былинским. «А как же иначе?!» - воскликнула она. «Это же ведь мои коллеги! Не пойти было бы неуважением». И, помню, как на этой встрече Мария Николаевна слушала, удивлялась, восхищалась: «Ох, это серьезный парень! Какой серьезный парень!». Сначала про одного, потом про другого… Это так, на заметку. А когда выступала сама Мария Николаевна, кто-то убежал город смотреть. Тоже, конечно, похвально, но… Город не человек, не убежит так быстро, а вот эти мгновения уже никогда не повторятся. Увы и ах! Молодые москвичи тоже себя обокрали. По причине, название которой: пресыщенность. Но ведь севастопольцы-то не могли не прийти по такой причине. Так в чем же дело?..

 

 2. «Волшебные слова»

 Но вернемся к моему новому знакомому. Вернее, к нашему с ним разговору. Я заметила, что он очень часто использует одно слово: «цех». Имея в виду, конечно, писательское сообщество. И вот у меня в ушах зацЭкало: «цех принял», «цех одобрил», «цех не одобрил», «цех, цех, цех, цех». Что-то похожее на «ЦК, ЦК, ЦК, одобрил, принял - не принял…». Я спросила, а почему вот так часто нужно употреблять это слово и не воздвигает ли это стену между ним и остальным миром? На что он почему-то замахал руками и стал говорить, что слово это не он придумал, а Гумилев… Ну, хорошо. То ли молодец Гумилев, то ли это Гумилев во всем виноват. Что это объясняет? Мне кажется, если Гумилев придумал слово, то на правах автора он-то мог себе позволить часто его произносить…

Тут я должна приоткрыть один секрет. Тема разговора касалась как раз того, что почему-то так сейчас исторически складывается, что писателей читают и слушают одни писатели. И не читают читатели. В чем тут  причина и что с этим делать?… На эти вопросы нужно было найти ответы. А мне подумалось, что как-то странно в нашем бесхребетном мире распределились «волшебные слова», напоминающие о славном советском прошлом, которое все носители этого новояза дружно ругают. У писателей «цех», у чиновников «система», у киношников «формат», у музыкантов-эстрадников и прочих - «рынок»… Как будто эти словечки работают оберегами то ли от собственной аморфности, то ли просто – от самих себя… Читатели не читают. И, конечно же, речь уже пошла о том, что это социологическое явление, которое нужно исследовать. То есть рассматривать народ под лупой – что же это с ним происходит?

 

3. «Неприкасабельные»

 И тут я совершила страшное. Я вслух задалась вопросом: а может быть, творческая интеллигенция утратила доверие своих почитателей? Может, она высокомерна по отношению к людям, которых мы раньше называли народом, а теперь как-то опасаемся?..

Реакция не заставила себя ждать. Мой собеседник сообщил мне, что я позволила себе безответственное суждение. Что писатели чисты, как младенцы, и никто из них не повелся на искусы. Что он лично знает 50 или 70 писателей, которые не изменили себе. Последовала попытка перечислить их поименно. Будто бы именно лично их честь я задела, осмелившись задаться этим неприличным вопросом. Вот те на! А мне-то всегда казалось, что каждый честный деятель культуры просто обязан спрашивать себя, оправдывает ли он доверие, можно ли ему вообще верить и т.д. и т.п. Я, правда, так и не поняла, писатели не повелись на искусы потому, что их никто не искушал, или они героически устояли? Наверно, это уже не важно. Важно, что трогать их "грязными сомнениями" нельзя…

Потому как «цех» - это каста. В Индии есть каста неприкасаемых – это самая низшая, нам не подходит. Есть понятия «дипломатическая неприкосновенность», «депутатская» и т.д. Но мастерам слова, я думаю, нужно придумать что-то новенькое. Пусть это будет «неприкасабельность». И мне почему-то подумалось, что это и есть ответ на вопрос, почему современных писателей, как им кажется, не читает народ, а читают только писатели. Для кого они пишут, те их и читают… Вот и нет обратной связи.

А наладить обратную связь не так-то просто. В Севастополе ко мне подходили люди и говорили о том, что событий такого уровня как фестиваль «Русские встречи…» у них не было уже 20 лет (ровно столько, сколько и навязанной им "независимости"). С другой стороны, не случайно ведь к нам пришло только старшее поколение или ровесники. Значит, были какие-то события, которые до этого уже оттолкнули молодежь. Возможно, и приезжали наши или иные светочи, вот такие же «неприкасабельные», и что-то говорили, и организаторы где-то ставили галочки для отчетов. А потом молодые люди перестали на них ходить - то ли скучно стало, то ли разуверились (не подозревать же в - совершенном нелюбопытстве?!).

Вот сейчас они не пришли к тем, кто, не причисляя себя ни к каким цехам, ни к каким кастам, тем не менее, по факту являются хорошими русскими писателями. Слава Богу, что именно с такими людьми мы дружим – с людьми, которые  готовы были сорваться и поехать – давать бесплатные концерты, проводить встречи, показывать фильмы. Все работали на одном дыхании, с благодарностью к Севастополю за возможность с ним познакомиться поближе.

Мы с радостью, даст Бог, ещё не раз приедем  в дорогой нашему сердцу Город, и вместе будем решать проблему обратной связи с читателями. Со своей стороны обещаем лучше организовать рекламу и анонсы встреч, а наших зрителей и слушателей просим:  пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы пришли в следующий раз вместе с вами ваши дети, внуки – просто школьники, студенты, молодые люди и девушки. Уверяем: силой такого "живого импульса" можно будет свернуть горы. Горы унылой пассивности и цеховой закрытости - точно.

До новых встреч в "Артбухте"!

Наталья Баева


 


 
Конкурс драматургии "Творим мир своими руками"
Автор "Артбухты" Александр Хабаров стал лауреатом Горьковской литературной премии!
Международный литературный конкурс имени Сергея Михалкова
Валерий Былинский - лауреат премии "Ясная поляна"
Геннадий Красников — победитель Литературного форума "Золотой витязь"!
Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной
Все публикации
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Пт. Октябрь 11, 2013, 18:52:46

Девчонки! Я искренне рад за вас!
Так держать!
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт. Октябрь 11, 2013, 22:55:35

Саш, а уж мы-то как рады, что ты рад! Спасибо)

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте