Заказать третий номер








Просмотров: 2108
20 марта 2014 года

«Есть люди, их кошмарно много,

Чьи жизни отданы тому,

Чтоб осрамить идею Бога

Своим служением ему»

 

Игорь Губерман

 

 

 

Есть у меня знакомый — Олег. Раньше, когда он был семинаристом, мы с ним встречались каждую неделю. Я несколько лет регулярно ходил в академический храм на службы. После субботней всенощной шли вместе домой. В воскресные дни он убегал к кому-нибудь в гости, не дожидаясь меня. Жил он на соседней улице. Иногда мы шли пешком от академии до моего дома. Заходили ко мне на ужин. Нередко он приходил без звонка и всегда в обеденное время. Был он большим балагуром. Очень забавно рассказывал истории из семинарской жизни, о своих поездках на Украину, куда он ездил помогать девяностолетнему священнику. Тот был рукоположен накануне Октябрьского переворота и в начале восьмидесятых годов продолжал служить. Ходил он в широкополой шляпе дореволюционного изготовления и после службы любил пасти гусей. Говорил, что «добрый пастырь» любую Божью тварь упасет. Олег всегда ездил к нему на  Рождественские праздники и возвращался в Петербург с полудюжиной гусиных тушек. Однажды, он с этим батюшкой приехал в одно село на требу. К нему подошла старушка и спросила был ли он когда-нибудь в Москве и «бачил ли того, що лежить под Кремлем». Олег понял, что речь шла о вожде мирового пролетариата и сказал, что в мавзолее никогда не был. «Ой», - закачала головой старушка — «А мэни одна баба казала, що вин с хвостом и рогами, а воняе, аж стояты нэ можно». 

Это была его коронная байка. Ею он забавлял знакомых, приглашавших его потрапезничать. Любил он поругать власть: и светскую, и церковную.  После семинарии рукополагаться не стал. На какое-то время исчез. Снова появился через несколько лет и объявил себя прихожанином Зарубежной церкви. После объединения Церкви Московского Патриархата с Зарубежной, снова исчез. Говорили, что он примкнул к крылу ярых противников объединения наших Церквей и в качестве алтарника служит в какой-то домовой церкви, устроенной на квартире священника запрещенного в служении.

В прошлом году я столкнулся с ним в Доме Книги. Особой радости ни он, ни я не выказали, но, по старой памяти, прошлись по Невскому. Он знал, что я не живу на прежней квартире и что эпоха открытых дверей и вкусных обедов закончилась. Неожиданно он пригласил меня в кафе на одной из боковых улиц. У меня было полтора часа до отхода поезда. Вокзал был рядом, и я согласился. Олег предложил выпить водки. Я отказался, сославшись на нездоровье. Но от бокала сухого красного вина не отказался. Он заказал себе триста граммов водки и всю ее очень скоро выпил, закусывая жареным цыпленком. Я ограничился одним салатом.

Разговор не очень клеился. Его репертуар критики мне был известен. Слушать пересказ статей из желтой прессы я не стал, а других тем он и в прежние времена касался редко. Анекдоты да рассказ о чьем-нибудь конфузе — это он, надо признаться, исполнял очень смешно. Я знал, что он непременно расскажет какую-нибудь байку, и молча ждал.

Выпив последнюю рюмку, Олег удивил меня длиною монолога. Раньше он придерживался принципа «краткость — сестра таланта».

 Это, конечно, была заготовка. Заученная и, без всякого сомнения, неоднократно прежде исполненная. Он для чего-то постучал пальцем по пустой рюмке и проговорил наизусть свой фельетон.

 - Да, для дела прогресса и экономики мы — православные - совершенно лишние люди. Ведь мы не можем поддержать отечественного производителя ни в одной из сфер народного хозяйства. Не пьем, не курим, телевизоры не смотрим и не покупаем (хотя отечественные телевизоры исчезли, как жанр). Ни на эстрадные концерты не ходим, ни на стадионы, ни в театры, объясняя тем, что там даже классический репертуар цензура не выпускает без неприличных сцен. Филармония нам не по карману и не по вкусу. Одежду мы не покупаем. Донашиваем то, что приобрели до наступления эры капитала и безбрежного либерализма. Мясо и молочные продукты в посты совсем не едим, а в остальное время если и едим, то мало. Путешествия (даже по России) позволить себе не можем. Так что министру транспорта любить нас не за что. Некоторые из нас даже городским транспортом не пользуются. В храм ходим пешком. В магазины — тем более. Лечимся народными средствами: чесноком и травами. Одним словом, в казну от нас поступления только за еду и ритуальные услуги. Да и последнее соблюдается далеко не всеми. Некоторые уезжают умирать в деревню. Там ямку выкопал — и ступай себе в вечность без кладбищенских поборов.

И по служебной части от нас никакого проку. Дай нам власть или хотя бы скромную руководящую должность, так мы же все загубим. Окружим себя честными людьми и будем себе куковать. Но не долго. Дело определенно встанет.

Пардон, глобализация! Ты честен, может еще кто-нибудь такой найдется. А ведь другие  не очень. Потребуют «благодарности» за любую услугу. А есть такие вещи, которые без сугубого отблагодарения вообще не делаются. Ты, допустим, честный строитель.

Олег сделал паузу и долго пристально смотрел мне в глаза.

 - Вот ты, честный строитель, хочешь для небогатого народа дом построить. А кто тебе позволит? Твои же коллеги такое тебе устроят, что ты остаток дней сможешь строить лишь домики в  песочнице для внука.

А в плане коммуникации, то есть, общения с народом. Разве с нами может общаться нормальный человек?! Он нам про футбол-хоккей, а мы и названий команд не знаем. Он нам про любимые сорта пива, а мы только квас тещиного изготовления пьем. Он про последний сериал, а мы... Сможем ли мы ответить своему современнику и согражданину без ворочения носов, без презрительного: «Я этот зомбоящик 5 лет назад в окно выбросил». Сможем ли мы сказать всем тем, кто к нам обращается, что-нибудь ласковое и утешительное?! Деликатно свести навязываемый нам разговор про футбол и пиво «на нет» и пригласить к себе в гости на чай и постненький пирог с капустой. Из бездрожжевого теста. И, как утверждают православные лекари,  не позднее  восемнадцати ноль ноль... А? Сможем?

-        Сможем, - вздохнул я и посмотрел на часы. - И ты с моими пирогами (и не только постными) хорошо знаком.

До отхода поезда оставалось полчаса. - Мне пора.

-        Ты куда? - растерянно спросил Олег.

-        На поезд, батенька, на поезд. Пойду, порадую министра путей сообщения. Все-таки, кто-то еще из православных пользуется железной дорогой. А до вокзала, хоть и одна остановка, поеду на городском транспорте. А в Москву я еду участвовать в теледебатах. И все наши — твои прежние друзья - будут сидеть завтра в двадцать три пятнадцать у зомбоящиков и смотреть на то, как мы будем спорить о судьбах России с теми, кто ее не любит.

Я взял со стула новое пальто, и, надевая его, вынул из кармана телефон.

-        Погоди, - заторопился Олег. - Телефон свой мобильный напиши. Может позвоню когда.

-        Вряд ли, но запиши.

-        Да не на чем. Я свою мобилу дома оставил. Ни бумаги, ни ручки...

Мне не хотелось вырывать листок из записной книжки. В нагрудном кармане пиджака

я нащупал какую-то бумажку, сложенную вдвое. Достал ее и засмеялся. Это было два старых билета в филармонию. На них я и записал свой номер.   

 

 

 

фото с сайта:  plast.me

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт марта 25, 2014, 10:29:52

Александр, доброе утро! Очень такой простой получился рассказ, похожий больше на очерк, о пустом человеке, да такие люди, я думаю, много в каких сферах встречаются, с претензией на какую-то оригинальность, что в итоге выглядит полной чушью.
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Вт апреля 01, 2014, 05:46:28

Нет людей "пустых". Зачем я только читал этот очерк? Беда с вами - "художниками". Расстроился, а мне еще - на работу...
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Вт апреля 01, 2014, 06:16:56

Вот она - Россия. Запутавшаяся, дезориентированная.
Сама пришла к любителю поспорить с ее врагами. Казалось бы - изучай ее, распутывай клубок духовных неустройств вскывай их причины. Да, только - какие ж враги позовут тебя тогда на теледебаты?
К врагам автор - на всех порах, от друга...
Ох, писатели - писатели...
А у меня еще сегодня гидроиспытания... Ох-ох-ох...
Сергей Ерофеевский

Москва
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 08:28:28

А может есть смысл показывать все как есть на самом деле? И тогда всегда будет к чему стремиться ( ведь это не сказка - там я с Вами полностью согласен). Для сформированной личности правда - лучший учитель.И тогда и гидриспытания пройдут отлично?:)
Последняя правка: апреля 02, 2014, 12:45:31 пользователем Наталья Баева  
Сергей Ерофеевский

Москва
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 08:40:10

Извечный вопрос. Запад или Россия. Зпикур или Бердяев. Удовольствия или постоянный поиск, иногда и страдания. Определяйся. Думай человек.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 12:44:40

Влад, ну, что вы расстраиваетесь? Где там в очерке "пустые" люди? Вы с комментарием спутали... Речь идет о некотором лицемерии, с которым герой рассказа называет верующих людей "лишними". История жизненная и весьма остроумная, есть над чем подумать. Спасибо автору!
Последняя правка: апреля 02, 2014, 12:45:12 пользователем Наталья Баева  
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 19:30:38

Наталья, "пустой человек" уже в первом комментарии и у меня сложилось такое же впечатление. Над остроумными историями принято смеяться...
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 19:47:02

Сергей, спасибо за добрый отзыв о сказке.
В отношении же данного рассказа - правда, может быть, в нем и есть, но понимания... понимания этой правды нет.
Автору бы задаться вопросом - чем привлек его знакомый благосклонность старенького священника?
А в Церкви много тяжело воспринимаемого, как в других людских сообществах. Чтобы служить необходимо терпение и твердое упование на Бога. На этом ломаются многие неравнодушные люди.
Возможно, у героя не нашлось духовного руководителя равного тому священнику... Может что-то другое.
Расстроила же меня поверхностность оценок, граничащая с цинизмом (перестал развлекать - не нужен), по крайней мере рассказ производит такое впечатление.
Кстати, гидроиспытания прошли хорошо.
Сергей Ерофеевский

Москва
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 20:20:43

Здравствуйте, Влад! Рад за испытания:) Мною рассматривался больше не данный очерк, а Ваш комментарий. Где:" ...Россия. Запутавшаяся, дезориентированная". Дети - с детьми понятно. Сформировавшаяся личность - она( личность) пусть и определяется. Без подсказок и направлений. Читает, ищет, думает и ориентируется. Пробует на вкус цинизм и выплевывает, если не нравится...Или глотает, боясь подавиться.
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 23:01:18

Этот человек, разве уже не Россия, коль пьет водку и не смотрит телевизор?
Если он запутался, не запутаемся ли и мы в тех же обстоятельствах?
"Пусть и определяется" - не наш путь.
Мне все-таки очень интересен тот старый батюшка...
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Ср апреля 02, 2014, 23:06:46

В общем-то, рассказ принес мне пользу тем, что я об этом священнике узнал.
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Чт апреля 03, 2014, 05:44:17

Проблема в том, что взрослому человеку нет времени определяться. Он должен действовать. Годы-то уходят.
Когда я руковожу трудовым коллективом, придерживаюсь принципа - "верь в человека и у него вырастут крылья". Поверите ли? Некоторые даже пить бросают.
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Пн апреля 14, 2014, 17:12:34

Отличный рассказ! В такой короткой истории наглядно показано, какие бывают люди РАЗНЫЕ, до полного неприятия, до отторжения, несмешиваемые, как желток и белок в одном яйце. "В одном бочонке два вина не смешиваются никогда"! Оба имеют полное право на жизнь, на "сторонников и поклонников", но вот вместе им делать нечего. "Убить полчаса" на такую беседу можно, больше - жалко.

Как сказала однажды мне однажды моя бывшая подруга, попова дочь ( о чем в детстве, когда дружили мы, и знать не ведала я, т.к. была она обычной комсомолкой, казалось бы - ан НЕЕЕЕТ!!...)
Я позвонила ей, спустя двадцать лет после школы, чтобы рассказать о том, что у меня умер ребенок, и узнать, как с этим... что мне теперь... нельзя ли поговорить об этом с ее батюшкой. Хотя можно и с матушкой. И подруга детства сказала: "Ты уже поняла? Времена изменились, Лидочка! Теперь МЫ на коне! Крестись. А не окрестишься - живи, как есть. Так всегда и будешь жить - в горе." И трубку повесила.

Мне очень понравилась реакция героя на монолог этого "богомольца" (характерная такая манера - говорить МЫ о себе вкупе со всей нацией... не то о нации вкупе с собой?) Герой не дает себя зомбировать. Ему промывание мозгов, а он - билет в консерваторию! Как Маяковский буржуям: НАТЕ!!!

Умница.
Влад Ветин

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб апреля 26, 2014, 11:50:12

Ваше горе тяжело, простите, что это скажу, но держать внутри обиду опасно.
Вам бы обратиться к священнику без протекции. Ну это Ваше глубоко личное дело.
А подруге, за безумные слова (даже если она считала вправе себя так ответить) самой очень тяжело. Даже не сомневайтесь.

По сути, герой рассказа отнесся к своему собеседнику так же, как к Вам Ваша подруга. Я - на коне и коль решил взять полчаса моего времени, сначала стань со мной вровень.

Давайте договариваться, а не отстраняться друг от друга.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте